Дефицит бензина в стране потихоньку подогревает народ. Власти заявляют, что заключены контракты на поставку топлива из Беларуси и Азербайджана. Мы обратились к азербайджанским нефтяникам, чтобы получить детали сделки и… Выяснилось: сделки нет. Бензина из Азербайджана не предвидится.
История с поставками азербайджанского бензина в Казахстан, напоминает театр абсурда. «Стараниями» единственного национального оператора по поставкам нефтепродуктов из-за рубежа «ҚазМұнайГаз Өнімдері» (100%-ая «дочка» «КазМунайГаза») создана ситуация, которая грозит обернуться крупным международным скандалом.
Все началось с небольшой заметки, опубликованной агентством КазТАГ вечером 31 октября. В информационном сообщении, вернее, в официальном ответе пресс-службы Минэнерго РК, сообщалось, что 10 октября 2014 года Казахстан заключил контракт с Азербайджаном на поставку горюче-смазочных материалов: «В ответ на запрос КазТАГ № 4700 сообщаем, что контракт на поставку ГСМ азербайджанской компанией ТОО «КазМунайГаз Онимдери» заключен 10.10.2014 года». Так же из опубликованной информации следовало, что условиями контракта предусматривалась «поставка бензина марки Аи-92 из Азербайджана в Казахстан в объеме до шести тыс. тонн с обязательством поставщика осуществить поставку в ноябре 2014 года». При этом сообщалось, что 50% от суммы контракта на топливо было предварительно оплачено казахстанской стороной.
В госнефтекомпании Азербайджана SOCAR наличие контракта на поставку в Казахстан бензина марки АИ-92 в объеме до шести тысяч тонн категорически отрицают:
– Я одну вещь вам твердо могу сказать, и я это уже сказал азербайджанской прессе, что между КМГ и SOCAR не существует на сегодняшний день никакого соглашения о перевозке азербайджанского бензина в Казахстан, – сообщил в телефонном разговоре пресс-секретарь SOCAR Низамеддин Гулиев. – Откуда они будут брать этот бензин, как будут брать, я этого не знаю. Может быть, это какая-то посредническая компания, а может быть, они в другой республике или в другой стране будут покупать бензин. Но я точно говорю, что между КМГ и SOCAR не существует никакого соглашения о перевозке азербайджанского бензина в Казахстан. Я очень прошу вас так и написать.
[playlist tracklist=»false» images=»false» artists=»false» ids=»53137″]
После того как продавец в лице азербайджанской госкомпании SOCAR достаточно резко и незамедлительно заявил о своей непричастности к сорванному контракту, в Астане 1 ноября заместитель генерального директора по маркетингу АО «КазМунайГаз – переработка и маркетинг» Ерлан Койбагаров дал экстренный брифинг, на котором полностью игнорируя факт, что Азербайджан отрицает наличие какого-либо контракта, Койбагаров продолжал настаивать на ранее занятой позиции:
– Контракт у нас есть, и в любом случае мы будем ждать, что компания выполнит свои обязательства.
При этом он не уточнил, что за компания должна-таки исполнить свои обязательства. Не назвал он и сумму контракта, сославшись на… коммерческую тайну. А ведь эта цифра могла бы помочь понять цену, по которой импортный бензин будет реализован на наших заправках. Больше того, понятие «коммерческая тайна» кажется неприменимым к такой сделке.
– Почему национальная компания «КазМунайГаз», принимая решение в убыток себе завозить в республику ГСМ, не раскрывает стоимость этих контрактов, мне не совсем понятно, – прокомментировал наличие «коммерческих тайн» у отечественного нефтяного монополиста нефтегазовый аналитик, издатель журнала «Petroleum» Олег Червинский.
К слову, азербайджанцев подобная манера ведения бизнеса сильно удивляет. Азербайджанский информационно-аналитический и мониторинговый портал Haqqin.az в статье «Кто подлил бензин в отношения Азербайджана и Казахстана?» задается вопросом: «Как может государственная структура полностью оплатить стоимость бензина компании–посреднице без наличия соответствующего договора со страной-продавцом? Самое главное – без наличия этого бензина в действительности, о чем свидетельствует и реакция Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR)?»
В общем, пытаясь как-то выкрутиться, 100%-ная «дочка» КМГ только еще более запутала ситуацию.
В воскресенье, 2 ноября, Минэнерго РК, на своей страничке в Facebook разместило пресс-релиз, где сообщалось: «Следует отметить, что введение ограничений в Азербайджане не будет иметь негативных последствий для топливного рынка Казахстана… В настоящее время с НПЗ России и Беларуси отгружено и находится в пути 37,2 тыс. тонн бензина марки АИ-92/93, которые прибудут в ноябре т.г.».
Кроме того, сообщается в пресс-релизе, «запланировано подписание контрактов на поставку в ноябре т.г. дополнительно бензина марки АИ-92/93 производства Мозырьского и Новополоцкого НПЗ (Беларусь) и ряда российских НПЗ в количестве более 50 тыс. тонн. Данный продукт соответствует требованиям стандарта К3-К5 Технического регламента ТР ТС. В настоящее время на АЗС «КазМунайГаз» реализация бензина марок АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива осуществляется без ограничений».
То есть нефтяные топ-менеджеры поспешили успокоить казахстанцев – бензин на заправках есть и будет, а откуда он — из Азербайджана или Беларуси… не ваше дело. С непонятно кому оплаченными миллионами в компании как-нибудь разберутся и ажиотаж тут неуместен.