Светлана Обручкова выпустилась из жанаозенского детского дома 18 лет назад. Первые два года после казенного учреждения девушка жила в общежитии училища, а потом три года провела в скитаниях на улице. 15 лет назад Серик Оспанов, на том момент — аким города, помог Светлане, выделив пожарный проход в одном из жилых домов, для временного проживания. Об этом пишет информационный портал города Актау «Лада.kz».
«Тогда мне сказали, что в скором времени помогут с жильем. Но акимы менялись, и все как-то заглохло», — говорит Светлана.
На протяжении 15 лет женщина так и живет в пожарном проходе. Размер помещения — два на два метра, плюс каморка переделанная под кухню, полтора метра на полтора. За это время у Светланы появилось двое детей — дочь, которая сейчас учится в 6 классе и сын, ему десять месяцев. Их Светлана воспитывает одна. Отец семью бросил.
«Ютимся тут втроем», — рассказывает женщина. — «Дочка делает уроки на «кухне», а сын все время в кроватке. Ему в этой комнатушке и поползать негде. Каждый вечер ходим на площадку, чтобы детям было, где поиграться. Недавно приходили из газовой компании, сказали в таком помещении нельзя плиту устанавливать. Если придут отрежут, то мне и еду детям будет приготовить негде».
Выгнать женщину с детьми из подсобки, по ее словам, периодически грозятся и сотрудники ЖЭКа. Никаких разрешающих документов на проживание в пожарном проходе у Светланы нет.
«Все приходят и пугают: «Придем с проверкой, вылетишь на улицу», — говорит Светлана
Летом женщина узнала, что в этом году квартиры будут выдавать выпускникам детских домов. Светлана пошла в акимат, чтобы узнать свою очередность. Но оказалось, что в списках ее нет.
«В акимате мне сказали, что найти мое заявление не могут. Что справка о том, что я выпускница детского дома, потерялась. Я встала на очередь еще в 2002 году. За это время списки неоднократно менялись. Оказалось, что теперь я стою 675-ой в общей очереди как «неполная семья», — говорит Светлана.
В городском акимате чиновники лишь разводят руками.
«Столько лет прошло. Отвечать за предыдущих сотрудников, что тут были и что-то потеряли, мы не можем», — сказал Сагынгали Амангелдиев, начальник отдела ЖКХ.
Выпускники детских домов являются первоочередниками. В этом году, по словам Сагынгали Амангелдиева, собственное жилье получать 40 детдомовцев. Светлана Обручкова может попытаться восстановить свои права и вернуться в очередь выпускников детских домов.
«Она может подать заявление в суд на городской акимат. Мы придем на заседание, и если она докажет суду, что, действительно, стояла в очереди и является выпускницей детского дома, то, по решению суда, мы сможем вернуть ее в очередь», — сказал начальник ЖКХ.
Сколько времени займет бумажная волокита Светлана не знает, отопления в их жилище нет, а «на носу» зима.
«Руки у меня опустились. Не знаю, как быть дальше. Все это время жила надеждой, а теперь может получиться так, что своего жилья мне придется ждать еще лет 20», — сетует женщина.
Светлана — инвалид III группы. Весь доход семьи -это пособия по инвалидности — 18 тысяч тенге, пособия на ребенка — 12 тысяч тенге, и небольшая зарплата, которую женщина получает, убирая подъезды.
«Денег хватает только на коммунальные услуги и чтобы не умереть с голоду. Не всегда хватает даже на памперсы, чего уж об одежде детям говорить. Покупаю только самое необходимое из еды, о фруктах и мясе даже не мечтаем. Где взять силы на прения с акиматом и деньги на суды, я не знаю. Но бороться за свои права буду», — говорит Светлана.