Лидеры всех пяти прибрежных государств Каспия собрались вчера в российской Астрахани на четвертый Каспийский форум. Эта встреча явно значила больше, чем предыдущие саммиты, проходившие в Туркмении в 2002 году, в Иране в 2007 году и в Азербайджане в 2010 году. По ряду вопросов стороны достигли важных соглашений. Тем не менее, их продолжает многое разделять и последствия этого будут актуальны не только для каспийского региона.
На вчерашнем саммите пять президентов приморских государств: России — Владимир Путин, Туркмении — Гурбангулы Бердымухамедов, Азербайджана — Ильхам Алиев, Ирана — Хасан Рухани и Казахстана — Нурсултан Назарбаев, вновь пообещали не допускать военного присутствия некаспийских стран на море. Что касается их собственных вооруженных сил, то стороны договорились поддерживать «стабильный баланс вооружений сторон на Каспийском море», призвав при этом ограничить военное строительство «в пределах разумной достаточности с учетом интересов всех сторон, ненанесения ущерба безопасности друг друга».
Они также заключили новую договоренность о двух типах морских зон. Суверенитет прибрежных стран будет простираться на 15 морских миль от их берегов. В пределах 25 морских миль за ними закрепляются эксклюзивные права на рыболовство. Кроме этого стороны обсудили налоги, пошлины, совместные спасательные миссии и другие вопросы. Президент Казахстана Назарбаев предложил коллегам не ограничиваться периодическими встречами и подумать о создании зоны свободной торговли, а в дальнейшем — и международной организации. Возможно, важнее всего то, что президенты принципиально договорились о совместном пользовании всеми пятью приморскими странами акваторией за границами рыболовных зон. По словам Путина, он также надеется, что стороны смогут обсудить конвенцию о правовом статусе Каспийского моря до своего следующего саммита, который должен пройти в Казахстане (его точная дата пока не определена).
Пятерка стран давно спорила о том, как разделить дно и воды самого большого в мире внутреннего моря. Иран, как страна с самой короткой береговой линией, требовал, чтобы все государства пятерки получили контроль над равными частями дна и поверхности Каспия и чтобы любые серьезные работы на дне, а конкретно — строительство подводных трубопроводов, проводились только с согласия всех пяти стран. Последнее предложение Москва поддерживает, так как оно защищает ее наземные трубопроводы из Центральной Азии в Европу. При этом она выступает за раздел морского дна по принципу «средней линии» и за открытость прилегающих вод для судоходства всех прибрежных государств. Этот подход, поддерживаемый также Казахстаном и Азербайджаном и отвергаемый Ираном, предполагает, что Казахстан получит 28,4% площади зон суверенитета, Азербайджан — 21%, Россия — 19%, Туркмения — 18% и Иран — 13,6%.
Разница позиций основана на разнице интересов, особенно, в области поставок и транзита энергоносителей. Иран спорит с Азербайджаном за контроль над несколькими морскими месторождениями, а Казахстан и Азербайджан стремятся строить подводные трубопроводы, чтобы диверсифицировать маршруты экспорта своих нефти и газа в Европу.
Пока прибрежные страны пытаются разрешать свои споры с помощью дипломатии и прочими невоенными методами. Однако, прибегая к дипломатическим и торговым инструментам, они не забывают усиливать военно-морское присутствие на Каспии. В процессе этого они превратили местную береговую охрану в военно-морские силы, способные защищать нефтяную и газовую инфраструктуру, охранять национальные права на рыболовство и прочую подобную деятельность и гарантировать, что другие стороны не будут игнорировать их национальные интересы. Правительства каспийских стран оправдывают укрепление своих флотов необходимостью бороться с террористами, однако эти флоты волне годятся, чтобы в случае необходимости противостоять другим ВМФ.
Когда в 1991 году распались Советский Союз и советские вооруженные силы, Россия унаследовала большую часть советских военных активов, в том числе и на Каспии. До недавнего времени российское министерство обороны слабо финансировало свою Каспийскую флотилию. Однако в последние годы власти влили в нее, как и в прочие российские воинские части, немало ресурсов, в частности приобретя для нее более новые и мощные корабли. Иран обладает вторым по силе флотом на Каспийском море и в прошлом уже использовал его для поддержки своих претензий на ресурсы Каспия. Скажем, в июле 2001 года, иранские корабли и авиация столкнулись с двумя азербайджанскими исследовательскими, ведшими разведку нефтеносного района «Араз-Шарг-Алов»/»Альборз«. В сентябре 2012 года иранский флот провел на Каспийском море учения по установке мин и выполнению ряда других военных задач. Иранское правительство также укрепляет свою военно-морскую мощь на Каспии. В 2013 году министерство обороны Ирана закончило строить на Каспийском море сухой док мощностью в 2000 тонн. В прошлом году иранский ВМФ также направил на Каспий эсминец иранской постройки «Джамаран-2». Этот 1420-тонный корабль типа «Моудж» способен нести вертолеты, современные торпеды и артиллерийские системы, а также запускать ракеты «земля-земля» или «земля-воздух».
Казахстан и Туркмения тоже закупают современные корабли, однако из всех трех оставшихся прибрежных стран самой серьезной программой расширения флота может похвастаться Азербайджан. Благодаря растущим доходам от нефти и газа, он может последовательно модернизировать свои вооруженные силы (в частности он заключил крупную оружейную сделку с Израилем). По большей части это усиление направлено против Армении, но Азербайджан также закупает у Израиля патрульные корабли.
Между тем ужесточение международных санкций против Ирана заставляет Тегеран мягче относиться к своим каспийским соседям, которые не связаны принимаемыми Западом мерами. 1 августа вступили в силу очередные санкции Европейского союза, ограничивающие сотрудничество граждан европейских стран с иранской нефтяной отраслью. В том же месяце иранская Khazar Exploration and Production Company (KEPCO) в ходе визита в Иран делегации Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР) подписала с ГНКАР меморандум о взаимопонимании в области совместной разведки и добычи нефти на Каспии. Во время вчерашнего саммита в Астрахани Рухани провел закрытую встречу с Алиевым, сообщив азербайджанскому президенту, что он хочет развивать сотрудничество между странами в областях торговли, экологии, энергетики и туризма. При этом он заметил, явно намекая на контакты с Израиль и с Западом: «Безопасность и развитие наших государств взаимосвязаны, и мы не должны позволять вмешиваться странам, выступающим против укрепления дружеских связей между нами».
Хотя Каспийский саммит не привлек к себе большого внимания, поднятые на нем вопросы непосредственно связаны с целым рядом переплетающихся проблем, которые находятся сейчас на переднем плане — от влияния России в ближнем зарубежье и попыток Ирана уменьшить свою международную изоляцию до энергетической безопасности Европы. Каспийское море связывает несколько ключевых геополитических регионов, и от того, как будут разрешены споры между его прибрежными странами, будет зависеть многое вдалеке от его берегов.
Ричард Вайц — старший научный сотрудник Гудзонского института и старший редактор World Politics Review
источник : World Politics Review.