Продажа эмбрионов запрещена в Казахстане законом по этическим и религиозным соображениям. Но каждый год в стране незаконно подсаживают более 100 донорских эмбрионов. Минздрав знает об этом нарушении, но… Ничего не меняется. Это выгодно, это бизнес.
Бесплодные пары мечтают с помощью ЭКО-центров создать эмбрион и получить долгожданного ребенка. Но есть те, кто наживается на их мечте. Такая коммерция запрещена законом, но процветает. Однако, говорить о конкретных фактах сложно. Все участники этого коммерческого проекта никогда не сознаются. А деятельность свою тщательно скрывают приказами министерства здравоохранения. И вот почему:
Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения» гласит:
“Человеческий эмбрион не может быть получен для коммерческих, военных и промышленных целей» (гл. 17, ст 99, 101)
Эмбрионы создаются из половых клеток семейной пары и подсаживаются будущей маме (или суррогатной матери) — у нее появляется долгожданный и буквально выстраданный шанс выносить и родить ребенка. Так пары, испытывающие проблемы с репродукцией, получают долгожданных детей. Своих. Но… Подсаживают им буквально единицы эмбрионов, а создают их десятками. Вот только пары, сдавшие свой биологический материал, уже не знают, что врачи делают с остальными эмбрионами. Зачастую доктора клиник ЭКО используют оставшиеся от предыдущих «клиентов» эмбрионы в коммерческих целях. Например, для продажи и подсадки другим семейным парам. Обычный бизнес на крайне болезненной теме.
Создание и криоконсервация эмбриона обойдется вам в районе 10 000 долл. В эту сумму входит: консультации врача, мониторинг состояния ваших половых клеток, анализы, лекарства, культивирование эмбрионов, гормональная поддержка ранних сроков, и т.д.
Один поход к врачу в такой клинике обойдется в 8000 -10000 тг. Но стоит учитывать, что приемов у вас будет не меньше 10. И это в лучшем случае. По статистике, беременность после процедур ЭКО наступает только в 30% случаев. А значит, большинство пациентов вернется в стены центров с надеждой на положительный результат и готовностью выложить очередную кругленькую сумму.
К слову, статистика тоже вызывает сомнения. За ее отсутствие или искажение ни одна организация ответственности не несет. Нет такой нормы в законе. А потому существует мнение, что цифра завышена.
Искусственное оплодотворение путем инсеминации (вливание спермы в матку) обойдется желающим завести ребенка примерно в 4 000 дол. В случае, если вы захотите сделать это по новейшей методике (так называемый ИКСИ), заплатить придется в 2 раза больше, 8 000 долл. Врачи говорят, этот вариант лучше работает.
Но если использовать уже «замороженные» чужие эмбрионы, то сумма уменьшается до 2000–5000 долл. (смотря где делать и на каких условиях), да и число походов в клинику значительно сокращается. Причем здесь предполагается, что подсадить будущего ребенка смогут не только биологические родители, но и посторонние люди — не желающие долго мучится или не имеющие возможности платить больше.
При этом врачи, скорее всего, будут уверять потенциальных родителей в том, что генетический материал идеальный и ко всему прочему подходит им по внешним признакам. И если паре уже несколько раз не удалось получить желаемый результат, она, скорее всего, согласится.
На начальном этапе ЭКО супружеская пара должна сдать столько половых клеток, чтобы хватило на 6-8 эмбрионов. В итоге женщине подсаживают только два. Остальные оставляют в клинике замороженными. Потом можно использовать их для установления очередной беременности. А можно отказаться от хранения (за каждый день пребывания эмбриона в стенах медучреждения приходится платить). В этом случае клиника должна их уничтожить. Но врачи предлагают другие варианты: отдать эмбрионы на опыты или передать их бесплодной паре, т.е. стать донорами. Пары просто дарят эмбрионы, а клиника зарабатывает, продавая их.
Эмбрион — это еще не сформировавшийся ребеночек, но… При должном обращении — будущий человечек. Или не человек, если с ним обращаться не по-человечески. Но самое главное: кто решится отдать своих детей на опыты?
Эмбрион — стадия развития организма. У 5-6-недельного эмбриона уже есть центральная нервная система и сердце, которое сокращается. К концу 8-й недели формируются все внутренние органы и зачатки рук и ног. К 9-й неделе можно распознать мужские и женские половые признаки: появляются нос, рот и глаза. К 12-й неделе функционируют все внутренние органы и сердце начинает перекачивать кровь. К этому моменту младенец полностью сформирован и просто растет и созревает, пока длится беременность.
Именно исходя из этих соображений, донорство эмбрионов и запрещено Кодексом о здоровье. Но процветает.
Стоит отметить, что Международная конвенция о защите прав и достоинства человека запрещает создание эмбрионов человека в исследовательских целях. Но с одной припиской: если закон страны разрешает подобную деятельность, то он же должен предусматривать и надлежащую защиту эмбриона. Ничего из вышесказанного в казахстанском Кодексе о здоровье нет. Получается, врачи предлагая «сдать эмбрион на опыты», идут не только против закона Казахстана, но и против международного права.
В 2009 году чиновники поставили на утрату закон, который контролировал репродукцию. А в Кодексе «О здоровье» оставили всего одну главу, контролирующую ЭКО технологии. Но для того, чтобы медучреждения точно понимали как нужно работать по букве закона, Минздрав издал приказ. Он по сути своей должен регламентировать деятельность медучреждений. Парадокс заключается в том, что именно этот документ как раз и не соответствует закону. Вернее, противоречит. В нормах Приказа № 627 «Об утверждении правил проведения вспомогательных репродуктивных методов и технологий» и № 624 «Об утверждении Правил проведения донорства и хранения половых клеток». Дело в том, что понятия донорство эмбрионов — запрещено Кодексом о здоровье. Запрещено и не нонимное донорство. Однако приказ разрешил семейным парам пользоваться услугами своих родственников и (забавная для юриспруденции фраза) «знакомых женщин».
Примечательно, что чиновники в министерстве здравоохранения еще в 2011 году согласились, что это не законно. И даже подтвердили это письменно. Мол, ведомство внесет изменения в приказы и запретит донорство эмбрионов, и не анонимное донорство яйцеклеток. Но… В стране продолжают «жертвовать» эмбрионы за деньги и выбирать себе доноров ооцитов из интернета, среди тех самых «знакомых женщин».
Почти на всех сайтах объявлений вы можете найти желающих купить/продать яйцеклетку. Сумма такой сделки колеблется в пределах 1500 — 2000 долл. Требования к донорам ооцитов достаточно просты: женщина должна быть без психических и фенотипических отклонений, лишнего веса и уже с детьми. Будущих родителей, судя по увиденным мною публикациям, как правило, беспокоит в первую очередь внешность будущего донора и ее уже рожденного ребенка.
Спрос этот огромный — мы насчитали более 100 предложений на казахстанских сайтах только за последние четыре месяца. Почему бы тогда Минздраву не оформить и предложение половых клеток по закону?
Создать общий банк доноров для статистики и контроля и исключения случаев, когда донор сдает свои клетки более 20 раз за жизнь (такой запрет тоже прописан в кодексе). Кстати, непонятно, кто рассчитал эту цифру — в 20 раз? Для примера, в Швейцарии, Америке и почти во всей Европе сдавать свой материал можно только 8 раз и только в одну клинику.
Создать лабораторию и условия для хранения, чтобы не дай бог, больная яйцеклетка или сперма не попала в организм отчаявшейся женщине. Ну существуют же в стране банки доноров крови, органов, почему нельзя создать такой же, для половых клеток!?
Обязать доноров работать только с одной клиникой и оформлять эти отношения. Это обезопасит будущих родителей от ряда проблем: судебных процессов, наличия сводных братьев и сестер, возникновения «нового» родителя.
В чем проблема?! Это просто-напросто невыгодно самим клиникам. Ведь ЭКО это поток наличных денег, которые очень удобно скрывать от государства, которое, в свою очередь, позволяет существовать вот таким странным приказам противоречащим нормам кодекса. Выводить эти потоки в белую бухгалтерию — зачем? Это просто невыгодно. Да, бизнес неэтичный, рискованный, но это бизнес!
Всего проголосовало: 322