Нынешнее стремительное падение цен на «черное золото» вызвано не рыночными, а исключительно геополитическими факторами. Такое мнение сегодня все чаще приходится слышать из уст экономических аналитиков. Геополитическое противостояние США и России, проявляющееся в разных точках планеты, способно испортить жизнь всему миру. А стремление мирового гегемона наказать строптивых может дорого обойтись ему самому.
То, что нефть сегодня является не только источником обогащения, но и геополитическим оружием, уже давно ни для кого не секрет. С оглядкой на нее строится едва ли не вся мировая экономика. А бюджеты некоторых государств полностью зависят от цен на «черное золото». Тот, кто понял это раньше других, стал извлекать из этого выгоду, успешно используя данный фактор на протяжении последних нескольких десятков лет.
Если взглянуть на динамику колебаний цен на нефть, можно увидеть, что наиболее резкие скачки либо совпадают по времени с более или менее значимыми мировыми событиями, либо предшествуют им.
Сегодняшние конфликты на Украине и Ближнем Востоке поставили под угрозу налаженный быт жителей многих стран. События зашли настолько далеко, что экономический коллапс ожидается даже в самых благополучных государствах. Санкционная война, развязанная США и ЕС против России, бьет не только по ней. Европа уже «попала» на 50 миллиардов. А после недавнего эмбарго на ввоз в Россию очередных видов сельскохозяйственных продуктов «попадет» еще. Таким образом, очевидно, что санкции желаемого результата не приносят. И, чтобы свалить медведя с ног, нужны более радикальные меры.
К примеру, те, что были приняты в 1986 году. Тогда, как мы помним, Белому дому удалось уговорить арабские монархии уронить мировые цены на нефть путем увеличения ее производства. Меры оказались более чем эффективными. На рынок хлынуло дешевое черное золото из арабских стран, в результате чего цена барреля упала более чем в два раза – с 30 до 14 долларов. СССР, процветавший во многом благодаря высоким ценам на энергоносители, стал испытывать проблемы, а через пять лет и вовсе развалился.
Резкий скачок цен пришелся на то время, когда американские войска произвели вторжение в Ирак в 1990 году («Буря в пустыне»). Цена черного золота с отметки менее, чем 20 долларов, скакнула за 40 долларов за баррель. Затем было замедление темпов роста экономики Китая 2000 года и мировой финансовый кризис, во время которого кривая побила все рекорды, достигнув отметки 140, и резко опустившись на 100 пунктов. Следующие скачки совпали с «арабской весной» и политическими дискуссиями по иранской ядерной программе.
В настоящее время наблюдается существенное падение цены, которое аналитики связывают исключительно с геополитической ситуацией. Незадолго до этого президент США Барак Обама отправился в гости к саудитам. В официальной повестке визита значился привычный набор проблем в виде вопросов урегулирования ситуации на Ближнем Востоке, соблюдения гражданских прав в регионе и прочей политической трескотни. Но, по неофициальным источникам, Обама предлагал королю Саудовской Аравии обвалить мировые цены на нефть, чтобы наказать Россию.
Одним из авторов этой идеи, если верить некоторым СМИ, является известный финансист, филантроп и просто «хороший человек» Джордж Сорос, затаивший обиду на Россию аж с 1997 года, когда «попал» там почти на два миллиарда. Некоторые экономисты утверждают, что, если Штатам и в этот раз удастся обвалить мировой нефтяной рынок, ущерб российской
экономики будет исчисляться десятками миллиардов долларов, что может привести ее к коллапсу даже более глубокому, чем кризис 2008 года.
Другие не особо верят в то, что Вашингтон способен серьезно повлиять на мировые цены «черного золота». Поскольку для этого ему нужно заручиться поддержкой абсолютно всех арабских нефтяных шейхов, которые за последние десятилетия привыкли жить на широкую ногу и на сокращение своих доходов пойдут вряд ли. Тем не менее мы пока что наблюдаем существенное снижение цены, упавшей с июня этого года на 25 процентов.
Впрочем, теория нефтяного заговора – это всего лишь догадки, хотя и не безосновательные.
— «Падающие цены могут усилить эффект направленных против России и Ирана международных санкций», — пишет газета «Washington Post». – «Иран, за два года потерявший около 45 процентов нефтяной выручки, смог увеличить экспорт и вернуться к экономическому росту, заключив временные договоренности по ядерной программе. Однако падение цен сводит на нет этот эффект, и режиму, возможно, придется до конца декабря заключать долгосрочное соглашение с возглавляемой США коалицией. Господин Путин ввязался в дорогостоящую военную авантюру на Украине, однако уже в этом месяце его министр финансов предупредил, что Россия больше не может позволить себе амбициозный десятилетний план по оборонному финансированию, не говоря об обещанных социальных расходах. Как прекрасно известно Кремлю, падение нефтяных цен в начале восьмидесятых годов способствовало краху Советского Союза. Хотя российский правитель пока не отказывается от своих притязаний на Украине, вскоре ему, возможно, придется иметь дело с внутренней рецессией и вызванной ей нестабильностью. …Готовность и способность России, Ирана и Венесуэлы бросать вызов Соединенным Штатам и сложившемуся после холодной войны миропорядку росли с самого начала века вместе с ростом цен на нефть. Если, что вполне вероятно, нынешний спад продержится
несколько лет, Соединенные Штаты получат геополитические дивиденды, превышающие даже ту выгоду, которую извлекают из ситуации потребители».
Данная публикация наглядно показывает, чего ждут от обвала нефтяных котировок за океаном. Однако такую точку зрения разделяют не все.
— «Турцию, которая 74 процента энергоресурсов импортирует извне, можно отнести к экономикам, которые извлекут наибольшую выгоду из такой ситуации с ценами на нефть», — пишет турецкая «Haberturk. – «Однако это только видимая сторона медали. Оборотная сторона показывает, что глобальная конъюнктура, в условиях которой происходит падение цен на нефть, оказывает на турецкую экономику отрицательное влияние. В период замедления темпов роста мировой экономики факторы, под влиянием которых происходит обвал цен на нефть, ограничивают наш экспортный рынок и возможности внешнего финансирования, а также бьют по турецкому сектору туризма, поскольку снижаются доходы стран, поставляющих туристов в Турцию. Все это влечет за собой снижение темпов экономического роста в нашей стране. Таким образом, на первый взгляд может показаться, что от падения цен на нефть мы получаем прибыль, но на самом деле терпим убытки».
«России не грозит прямая и непосредственная опасность от происходящего в последние месяцы резкого падения цен на нефть», — в свою очередь анализирует британская «Financial Times». — «Хотя экономика страны очень сильно зависит от нефти, накопленные в стране резервы и плавающий курс рубля смягчат удар. И Россия сможет года два продержаться в условиях нефтяных цен в 80-90 долларов за баррель. Но в более долгосрочной перспективе устойчиво низкие цены и нагрузка из-за введенных Западом санкций способны создать угрозу существованию режима Владимира Путина».
Однако было бы ошибочным считать, что Соединенные Штаты выйдут сухими из этой воды. Если заговор действительно существует и его цель – свалить Россию, то тут палка о двух концах. Низкие цены на энергоносители на руку другому, не менее серьезному геополитическому сопернику США – Китаю.
С другой стороны, обвал мировых цен может больно ударить по самой Америке. На распиаренной сланцевой революции при таком раскладе придется поставить крест, что может разорить американские нефтяные компании, двигающие эту революцию. Ведь, по оценкам экспертов, ее себестоимость в 4-5 раз выше себестоимости обычной нефти.
В то же время не стоит думать, что противоположная сторона будет молча наблюдать, как ее пытаются уничтожить. В том случае, если сильно запахнет жареным, вполне можно ожидать совокупный российско-китайский ответный удар, целью которого, скорее всего, станет нефтедоллар. Однако резкие движения в этом направлении могут повлечь за собой обвал мировой финансовой системы, в чем не заинтересован никто.
И все же, если исходить из взаимосвязи кривой графика с мировыми потрясениями, можно предположить, что мы находимся на пороге очередных грандиозных событий.