Сегодня казахи, живущие на чужбине, стараются переселиться на землю своих предков — в Казахстан. Оно и понятно, каждый хочет вернуться на свою историческую родину, воссоединиться с родным народом. Однако известный государственный деятель Мырзатай Жолдасбеков со страниц интернет-газеты «Алаш айнасы» обратился к казахам, живущим за границей, с необычным призывом: «Оставайтесь там, где живете!». А фольклорист Берик Жусипов на страницах этого же издания задается вопросом: «Стоит ли переименовывать Кызылорду?»
— Мы, дети народа, который знал цену слову, умел слушать и подчиняться слову. Я и раньше говорил, и сейчас скажу: понимаю, Казахстан — ваша историческая родина, но не надо из-за этого покидать насиженные места. В Монголии основная часть братьев, живущих там, кереи, найманы. Там земля ваших предков. Вы туда ни откуда не переезжали. Там до прихода монголов существовало государство кереев — Девять Огузов. У найманов там было государство Восемь Огузов. Это все — государства, созданные казахами. Один из казахов, живущих в Монголии, говорит, что имеет в собственности 37 тысяч коров, но хочет переехать на землю предков. Зачем тебе переезжать оттуда, ведь там покоится прах твоих дедов до седьмого колена? Если хочешь знать, и Шынгыс-хана не называют монголом. Ханом его провозгласил Курултай. Мне кажется, в монгольском языке нет слова «курултай». Его ханом объявили кияты, кереи, найманы, жалайыры. Зачем переезжаете?
Также не надо бежать и из Китая, Алтая, Или, Тарбагатая — это исконные земли казахов. Это земли ваших предков. Почему не берете пример с тех же китайцев? Создали же они сегодня в Америке свои китайские кварталы. Поймите меня правильно, я не говорю: «Не приезжайте!». Я говорю: «Не оставляйте землю своих предков», — призывает Жолдасбеков.
Продолжая свой рассказ, Жолдасбеков пишет: «В 1993 году я был назначен послом Казахстана в Исламской республике Иран. Быть послом независимого государства — большая честь. На торжество по случаю открытия посольства я пригласил казахов, которые проживают в этой стране. Чтобы доставить их в Тегеран, отправил три автобуса. Прибыли казахи, живущие в городах Горгон, Аккала, расположенных на побережье Каспия. Приехал и 87-летний аксакал Нурымшат. Это был человек богатырского телосложения, с огромной бородой.
— Эй, Мырзатай! — обратился он ко мне. Я от неожиданности несколько испугался. — Голубчик, вы с Нурсултаном в центре Тегерана открыли посольство, подняли над ним флаг Казахстана, оживили казахов, живущих здесь. От избытка чувств у меня слезы брызнули с глаз. — Вот, Мырзатай, сбылась наша мечта, теперь у нас есть защитник! Здесь есть ты, а там — на Родине, сидит Нурсултан, мы больше не боимся никого и ничего, кроме Всевышнего. Ты не волнуйся, тревожить тебя не будем, мне уже 87 лет, и в этот раз приехал кое-как. Теперь ты сам приезжай к нам в гости», — сказал аксакал.
Это было в ноябре. А следующей весной я с семьей поехал в места компактного проживания казахов. Видели бы вы, как они радовались! На улице установлены казаны, звучит домбра, дети играют. Вспомнил свое детство. Вот тогда Нурымшат-аксакал сказал: «Мырзатай, дорогой, не дай Бог пережить то, что пришлось пройти нам. Со слезами на глазах бежали без оглядки. Вот прибыли сюда, на берег Каспия. Спасибо властям Ирана. После переселения на протяжении 4 лет снохи не могли понести детей. Думали, все конец, вымрем здесь. Но слава Богу, через 4 года они начали рожать. Мы обрадовались, принесли жертву, дали поминальный обед. Но помню, я постоянно думал: дали бы хорошую лошадь, через три дня был бы на родине… Но на родину он так и не попал. Нурымшат-аксакал умер в возрасте 88 лет, в Иране. На той памятной встрече другой аксакал сказал: «Дорогой, жить на чужбине несладко. Мы пережили все, кроме смерти».
«Название города не имеет никакого отношения к «красной империи», — пишет фольклорист Берик Жусипов. — Кызылорда — единственный город, в чьем названии осталось слово «орда», доставшееся в наследство от монголов и тюрков. Удивляюсь, как во времена советской системы сохранилось такое название. Похоже, большевики тюркское «қызыл» перепутали со своим символом — кроваво-красным цветом. Они не учли, что это слово взаимосвязано с цикловым календарем в тюркском летоисчислении…
В древнем тюркском летоисчислении совокупность пяти циклов (13, 25, 37, 49, 63) считали за один год. Поэтому про тех, кто умирал не дожив до 60 лет, говорили «не прожил и одного года». Если считать по этому циклу, тюркскому календарю 16 тысяч лет. Он не идет ни в какое сравнение ни с исламским, ни с христианским календарем. Каждый цикл имеет свой цвет (белый, черный, красный, желтый, синий или зеленый). Для кочевников красный и зеленый цвета означают молодость. Значит, Кызыл Орда – означает самая молодая Орда! Это название берет свое начало от некогда могущественных государств казахов таких, как Алтын Орда, Ногайская Ордасы, Ак Орда и Көк Орда.
В последнее время общественность города проявляет интерес к смене названия на Акмечеть. Местечки с таким названием есть в Алгабасском районе ЮКО и на Улытау. До прихода русских войск в казахскую степь и переименования города в 1853 году в Перовск, на месте Кызылорды была небольшая крепость кокандцев. После Октябрьской революции, когда город вошел в состав Туркестанского края, и до переименования его в 1925 году в Кызылорду, небольшой период времени он именовался Акмечеть. И теперь подумайте, что мы выиграем от возрождения кокандского названия города Акмечеть? Думаю, переименование Кызылорды, которая с 1926 по 1929 годы был столицей Казахской АССР, будет способствовать стиранию из памяти подрастающего поколения истории страны, города! Для того, чтобы переименовать, не зная истории, много ума не надо.