Не надо боятся молока, восстановленного из сухой смеси, но надо уметь выбирать молочные продукты, убеждена эксперт Молочной ассоциации Казахстана Лидия Михеева. И подробно рассказывает, как обстоят дела с молоком в Казахстане.
— Как у нас обстоят дела с молоком? Казахстан – молочная держава?
— Если говорить о питьевом молоке, то в прошлом году на рынке молока реализовано 82 % собственной продукции. В текущем году производство молока увеличилось на 9 %. Я сейчас не могу сказать, какой процент потребление составляет в общем, но это говорит о том, что доля отечественного продукта не снизилась. Аналогичная ситуация и с кисломолочной продукцией. Вот здесь мы подозреваем уменьшение производства. Возможно, стали пить больше молока или увеличился импорт этого продукта. По маслу и сыру ситуация неудовлетворительная. У нас импортируется 40 % масла и почти 70 % сыра и творога.
— А откуда импортируем?
— Крупные поставщики Россия и Кыргызстан. Прибалтика есть.
— А почему, если столько собственного молока?
— Чтобы обеспечить продовольственную безопасность по всему ассортименту, нужно сырье. Надаивается молока много – 5 млн тонн в год. На переработку отправляется только 40%. Такая структура животноводства. Сейчас больше 80 % коров содержится в личных подсобных хозяйствах. Сложно собрать это молоко. И оно не всегда хорошего качества. А для приготовления хорошей продукции нужно качественное молоко. Запас мы имеем. Но нужны реформы и крупные вложения, чтобы было больше молочно-товарных баз, как в Белоруссии. Там меньше затрат, удой больше и качество молока лучше. Сейчас разработана программа 2020 по развитию АПК, и там предусмотрено создание и крупных хозяйств, и мелких ферм. В Белоруссии в крупных хозяйствах надаивают 90% молока, в России — больше 50 %, а у нас в крупных 5 %, в средних — 12 %, и самая большая часть — в мелких хозяйствах. Теперь главное, чтобы разработанная правительством программа поддерживалась.
— А что для этого нужно?
— Денежные ресурсы, инвесторы нужны. Государство помогает, частично оплачивая ставку вознаграждения в банке. Но нужны желающие заниматься животноводством.
— А таких не много?
— Это проблемный вопрос. И раньше были программы поддержки от государства. Но они не осуществлялись. У нас высокая закупочная цена молока, а значит, и конечная цена продукта тоже. Поэтому на рынке мы не конкурентоспособны. А производство сыра и масла снизилось из-за высокой цены.
— Идут дебаты по поводу молока, восстановленного из сухого молока.
— Сухое молоко — это продукт, изготовленный из свежего молока высокого качества. Зимой молока надаивается в 3 раза меньше, чем летом. Поэтому, удаляя влагу из сырья, а потом восстанавливая, мы покрываем дефицит молока зимой. В среднем в год используется 10% восстановленного молока. А в регионах Мангышлака, где нет животноводства — 100%. В Костанайской области много молока — сухое почти не используют. Так делается во всех странах мира.
— А для приготовления сухого молока мы свое молоко используем?
— Нет. Закупаем из Белоруссии молоко высокого качества. А своего сырья просто не хватает.
— Перерабатывается 30-40% молока. А остальное?
— Остальное выпивается и продается на рынках. Продажа должна быть в специальных местах, разрешенных санитарными службами. Должны быть соответствующие для этого документы, подтверждающие, что это молоко здоровых коров.
— Я помню, у вас была инициатива организовать пункты продажи молока, купленного у предпринимателей.
— Те, кто уверен, что у него хорошее молоко, идут в санэпиднадзор, берут разрешение и торгуют в положенном месте. Санитарная справка дается на 1 месяц. Когда мы выезжали на места торговли, то нам показывали справки, полученные год назад. Где гарантия того, что корова здорова? И если молоко еще можно прокипятить, то сметана и творог, выработанные из сырого молока, опасны.
— К вопросу о национальных молочных продуктах. Делаются проверки – кумыс и шубат плохого качества. Какая работа проводится в этом направлении?
— Мы вместе с Технологическим университетом разрабатывали стандарт национальной молочной продукции. Давали определение, процесс приготовления и требования на 35 видов национальных продуктов. На рынке можно увидеть 5-6 наименований, значит, нужны меры для увеличения ассортимента. Хотелось бы призвать ученых перенять опыт изготовления шубата, кумыса, перенести его на промышленное производство. Особенно там, где нет возможности вывозить большое количество молока. Мы выходили с просьбой в акимат Алматы, чтобы крестьянам выделили муниципальные площади для торговли молочными продуктами. Да, на рынках ведется продажа, но там высокая аренда и ассортимент маленький. А мы хотели бы открыть магазин национальных продуктов. К нам часто обращаются гости нашего города с вопросом: где можно приобрести продукты национальной кухни? И не всегда получается удовлетворить просьбу.
— А от того, что много продукции завозится, наши производители страдают? Или это стимул для развития?
— Конечно, это мощный стимул быть конкурентоспособными. Первое – качество, второе – цена. В себестоимости готового продукта 70% занимает стоимость молока. Сборщики молока поднимают цену на 20-30%, так как дорогие ГСМ. А пунктов приема молока недостаточно. В постройке таких пунктов должны быть заинтересованы все службы. Тогда молоко будет приниматься и проходить первичную обработку для сохранения его качества. А также сократятся расходы на ГСМ. Все это отразилось бы на себестоимости и рыночной цене. Поэтому меры нужны масштабные.
— А меры принимаются?
— Мы анализировали, какие огромные средства выделяются на развитие АПК и животноводство в частности. Видимо, у нас недостаточный контроль за эффективностью использования этих средств. Мы тоже подаем предложения в Министерство сельского хозяйства. Иногда вопросы субсидий очень долго рассматриваются, а иногда из-за сложностей люди даже не хотят ими воспользоваться. Фермеры много жалуются на большое количество требуемых документов. Для их ведения нужно нанимать людей.
— Скажите, лучше пить наше молоко или все-таки импортное?
— Сейчас остро стоит вопрос о фальсификации продукции. То, что пишется на маркировке не всегда соответствует тому, что вложено в продукт. Нужно усилить контроль, как это сейчас сделала Россия. Они строго следят за соответствием продукта стандарту и тем, что заявлено на маркировке своего и импортного товара. Наши вырабатывающие предприятия находятся под постоянным контролем уполномоченных органов. И санитарный надзор, и госнадзор, и Агентство по защите прав потребителей. А импортную продукцию мы проверить не можем. И смотрим только на маркировку. Мы сделали 5 образцов масла, а они оказались фальсифицированными. Поэтому хочется, чтобы надзорные органы усилили эту работу, проверяли не только наши предприятия. А предпочтение нужно отдавать отечественной продукции, и вот почему. Кисломолочные относятся к скоропортящимся продуктам, а импортные продукты идут сюда месяцами, стоят на таможне. Если говорить о качестве, мы работаем по одним и тем же стандартам, что и Россия, и Кыргызстан. Поэтому разницы большой нет. Я хочу обратиться к потребителям.
— Обращайтесь.
— Уважаемые потребители, не берите все подряд. Обязательно смотрите, что вы покупаете. Первое – срок годности. Чем меньше дней прошло с даты выработки, тем лучше. Второе – условия хранения, соблюдается ли температурный режим. Третье — обращайте внимание на информацию, которую дает магазин. Стоит ассортимент из 19 продуктов, написано «масло», а при проверке в этом масле 50 % спреда. А спред – это совсем другой продукт. Значит, 50 % молочного жира замещено растительным жиром. По документам это допускается, но информация неверная. На кусках нарезанных пишут «сыр». А смотришь на головке маркировку – сырный продукт. Не одно и то же творог и творожная продукция, там идет замещение молочного жира растительным. А это должно отражаться на цене, так как растительный жир в 10 раз дешевле, чем молочный. Выбор большой, только нужно уметь выбирать.