Пенсионные накопления никуда не делись и не денутся, заявил председатель Нацбанка Кайрат Келимбетов в ответ на озвученные депутатами мажилиса сомнения. Главный банкир страны рассказал, где и как теперь хранятся народные деньги.
Основной козырь Нацбанка, разумеется, цифры. Если в прошлом году доходность частных пенсионных фондов составила скромные 2,2%, то в этом году этот показатель увеличился в 3 раза. А уже в следующем 2015 году ЕНПФ повысит доходность до 7,5 %, обещают в Нацбанке. При этом схема используется та же, что и раньше: львиная доля активов вкладывается в государственные ценные бумаги (ГЦБ).
Кайрат Келимбетов
— 50 % — это ГЦБ, никаких рисков нет. При этом, если раньше ставка была 5%, то теперь она 8%. И все равно нам говорят: давайте, мы вам поможем. Вот как частный пенсионный фонд может помочь Нацбанку проинвестировать? У него какая роль будет? Я вот, честно, не знаю. Более умные люди там сидят или что? Здесь частный пенсионный фонд лишний. Второе — это международные активы, там 12% было. Но я не думаю, что какая-то финансовая организация может сравниться по опыту и пониманию рисков с Национальным банком.
По-прежнему пенсионные деньги вкладываются и в банки второго уровня: в облигации и на депозиты. Именно это и заставляет нервничать народных избранников. «Суммы вложенных пенсионных активов ЕНПФ значительно превышают собственные капиталы банков, а значит, подвергаются прямому риску невозврата. Этот риск тем более актуален, учитывая значительные колебания и нестабильность на финансовых рынках», — говорится в депутатском запросе Азата Перуашева.
Кайрат Келимбетов
— Депозиты всегда были, причем, не в самых лучших банках. По облигациям доходность всегда была 5 %, по депозитам банков — 7 %. Это всегда делалось. Мы вкладываем в банки из первой десятки, которые в целом занимают долю где-то 80 % от системы: «Halyk банк», «Казкоммерцбанк», «Банк Центр Кредит», «Сбербанк», «Евразийский», «Kaspi банк», «АТФ» и др. Эти десять банков, которые ни при каких обстоятельствах не станут банкротами. По крайней мере, практика последних 20 лет в Казахстане это подтверждает. Этот риск мы понимаем лучше всех в Казахстане, потому что мы являемся одновременно регуляторами.
Мы сегодня создаем прецедент. Мы сказали: давайте мы будем давать банкам — одному из десяти, но в совокупности не больше 10 % от всех активов, давайте посоревнуемся, кто больше даст ставку. И если раньше ставка была в среднем 7%, то, поскольку мы это начали делать в июле-августе, у нас сегодня ставка уже 9%.
Сомнения у депутатов вызывает и то, что среди банков, в которых размещаются средства Единого пенсионного фонда, — «Сбербанк». «Средства ЕНПФ были выделены и российскому «Сбербанку» так же в сумме, превышающей его казахстанские активы: при собственных 130 млрд тенге, «Сбербанк» привлек 152 млрд. И это на фоне известной всем непростой экономической ситуации в соседней России», — сомневается автор запроса.
Кайрат Келимбетов
— «Сбербанк» — это наш внутренний банк, уставный капитал — в тенге, базируется на депозитах, которые он привлекает от жителей Казахстана, и самое главное — инвестируется в экономику этой страны.
Всего на долю депозитов приходится 11% инвестиций ЕНПФ. В 10-летней перспективе Национальный банк планирует изменить объемы размещения активов ЕНПФ и распределить их поровну по всем направлениям: по 33% в государственные ценные бумаги, облигации и депозиты банков второго уровня, в международные активы.