Ситуация на Ближнем Востоке, где боевики Исламского Государства, несмотря на воздушные удары коалиционных сил, одерживают победу за победой, усугубляется с каждым днем. Вот-вот падет сирийский город Кобани, расположенный в непосредственной близи границы с Турцией, в котором проживают преимущественно курды. Город находится в прямой видимости с турецкой стороны, где в настоящий момент сосредоточено большое количество боевой техники и живой силы турецкой армии. Находясь в режиме полной боевой готовности, турки пока просто наблюдают.
Регион все больше погружается в хаос. Боевики Исламского государства распоясались настолько, что уже не боятся абсолютно никого. Боевой дух этим «воинам ислама» придают победы, которые они одерживают изо дня в день. Наглость их командиров превысила все пределы. На днях было обнародовано заявление, в котором они прямо заявили, что намерены разрушить главную святыню мусульман – Мекку, в которую одураченные, по их мнению, люди стремятся «не ради Аллаха, а для того, чтобы прикоснуться в камню». Плюс к этому они ввели на подконтрольной территории сексуальное рабство, позволив своим боевикам считать женщин, захваченных в поверженных населенных пунктах, военной добычей и даже открыли невольничьи рынки.
Очевидно, что меры, предпринимаемые коалиционными вооруженными силами против Исламского государства, желаемого эффекта не имеют. Бомбардировки с воздуха не наносят ощутимого ущерба исламистам. К тому же они нашли простой и действенный способ защиты от них. Опыт майдана возымел международное признание. Дабы ослепить самолеты противника, боевики элементарно жгут автомобильные покрышки. Черный дым закрывает видимость натовским пилотам, что сводит на нет эффективность прицельных ракетно-бомбовых ударов.
Сами руководители Северо-Атлантического альянса признают отсутствие результатов бомбардировок и ежедневно твердят о необходимости наземной операции. Но при этом речь не идет ни об американских, ни о британских войсках. А у вооруженных сил карликовых государств – сателлитов США в регионе желания становиться пушечным мясом тоже нет. На этом фоне недавнее заявление американского госсекретаря Джона Керри о том, что антиигиловская коалиция насчитывает сорок стран выглядит обыкновенным блефом.
Таким образом единственной реальной силой из числа союзников США, способной справиться с вооруженными формированиями Исламского Государства, является турецкая армия – вторая по численности в НАТО. Но турки влезать в эту мясорубку желанием явно не горят.
Тому есть несколько причин:
Во-первых, город Кобани и прилегающая к нему территория являются местом компактного проживания курдов. А что касается турецко-курдских взаимоотношений, то тут, как говорится, без комментариев. Курды являются источником проблем для турков испокон веков. А потому защищать их от кого бы то ни было у них стремления нет.
Во-вторых, для того, чтобы ввязаться в конфликт, турецкая армия должна будет войти на территорию Сирии. Последняя это непременно расценит как вторжение. Очевидно, что это повлечет за собой столкновение двух армий. При этом говорить о том, что турки разобьют сирийцев не приходится. Сирийские вооруженные силы уже четвертый год находятся в состоянии войны, а значит приобрели бесценный практический опыт ведения боевых действий. Тем более на своей территории. С другой стороны, начинать войну с Сирией из-за курдов турки тоже не хотят.
В третьих, правительство Ирана официально заявило, что любое иностранное вторжение в Сирию оно будет рассматривать, как покушение на свою территорию. Об этом в частности заявил заместитель министра иностранных дел Исламской республики Иран Хоссейн Амир Абдуль Абдулахьян.
«Если будут предприняты какие-либо некорректные попытки со стороны США или любой другой страны вроде провозглашения бесполетной зоны или выдвижения военных подразделений на сирийскую территорию, это повлечет за собой самые серьезные последствия», — сказал он.
А в некоторых СМИ появились сообщения о прямом иранском предупреждении Турции, где ясно сказано, что Иран готов к прямой военной интервенции в случае, если «нога турецкого солдата ступит на сирийскую землю».
Тем не менее давление на Анкару со стороны США усиливается. Беспорядки в турецких городах стали происходить едва ли не ежедневно. В особенности на юго-востоке страны где проживает преимущественно курдское население. Положение там настолько серьезное, что вполне может возникнуть внутренний вооруженный конфликт.
Сложившуюся ситуацию доходчиво прокомментировал депутат парламента Индии Брадра Кумар: «Американцы понимают, что воздушными налетами Кобани не спасти. Турция находится в наиболее выгодной позиции для сухопутной атаки против ИГИЛ. Турки назвали цену своего вмешательства — свержение Асада. Иран в ответ заявил, что готов к военному вмешательству для спасения Кобани в случае, если получит соответствующий запрос от Асада. При подобном раскладе Иран будет рассматриваться курдами как спаситель, а Эрдоган – как предатель. Технически, однако, такой вариант маловероятен, поскольку иранским силам придется двигаться через иракский Курдистан, и неизвестно, как к такой идее отнесется Барзани».
Очевидно, что Эрдоган за участие своей армии в конфликте выдвигает заранее невыполнимые условия. Свержение Асада в данном случае вряд ли возможно, поскольку за него горой стоит не только Иран, правительство которого прямо заявило, что не допустит его падения, но и Россия. Так что здесь есть прямой риск столкнуться лицом к лицу не только с сирийской, но и с иранской армией, в значительной степени оснащенной современным российским оружием. А это гораздо серьезнее.
К тому же у Эрдогана есть другие причины, по которым ему не стоит ввязываться в конфликт – экономические. В случае вторжения на сирийскую территорию Турция испортит отношения не только с Ираном, но и с Россией, с которой достигнута договоренность о строительстве атомной электростанции, наличие коей сделает Турцию полностью независимой в плане электроэнергии и даже позволит ее экспортировать. К тому же турецкая сельскохозяйственная продукция, благодаря санкционной войне, отправилась осваивать перспективный российский рынок. А еще турки с недавних пор просят больше российского газа, нежели катарского. Эрдоган даже предложил свою территорию для прокладки части газопровода «Южный поток».
В общем, как ни крути, нет туркам резона ввязываться в войну. Но, судя по тому, как упорно разжигается ближневосточный конфликт, это крайне необходимо заокеанским режиссерам разыгравшегося спектакля. Их пламенные призывы «все на борьбу с ИГИЛ» при явном отсутствии желания у самих принимать непосредственное участие в этой борьбе смахивает на обыкновенное подстрекательство. Турцию изо всех сил пытаются вовлечь в войну, потому что в этом случае столкновение двух самых сильных армий региона будет неизбежно. Косвенно в этом примут участие Россия и Китай, получающий большую часть нефти из Ирана, соответственно заинтересованный в его незыблемости. При этом никто не даст гарантий, что конфликт не коснется Саудовской Аравии и Израиля. Словом, разразится война, которую по количеству участников можно будет назвать очередной мировой.
… в условиях «тишь да гладь» вновь на полную катушку заработает военно-промышленный комплекс, обеспечивая рост экономики, сокращение безработицы и постепенное списание гигантского государственного долга. И чем больше будет гореть мир, тем лучше.
Исходя из методологии действий, произошедших за последние несколько лет, в самом ближайшем будущем стоит ожидать раскачивания внутренней ситуации в Турции, или, возможно, даже отрезание голов боевиками ИГИЛ захваченным турецким гражданам.
В случае, если все произойдет по знакомому сценарию, и грандиозная война все же разразится, ИГИЛ исчезнет со страниц газет, сайтов и телеэкранов также быстро, как и появился. После выполнения своей задачи он станет не нужным. До поры, до времени.