В Кызылорде начался беспрецедентный суд – от местного кабельного оператора требуют 60 миллионов тенге за якобы незаконную ретрансляцию российских телеканалов.
Удивительно то, что эти каналы по Указу президента РФ Владимира Путина являются общедоступными и бесплатными.
4 сентября в Кызылорде начался суд, к которому приковано внимание всех телевещателей Казахстана. Истец – Всероссийская государственная телерадиокомпания, которая является правообладателем таких каналов, как «РТР Планета», «Россия К», «Россия 24». Известную компанию представляет казахстанское ТОО «EurasiaMediaDistribution». Ответчик – один из местных кабельных операторов, с которого требуют 60 миллионов тенге за якобы незаконную ретрансляцию вышеназванных каналов. К слову, сумма иска составляет двухгодовой оборот компании. Если суд окажется не на стороне ответчика, то расплачиваться с долгом ему придется как минимум 10 лет.
Соль в том, что предмет спора не может быть платным. Согласно Указу президента РФ Владимира Путина от 24.06.2009 года эти каналы российскими правообладателями должны распространяться бесплатно. Однако в Казахстане за это берут деньги. Причем немалые. К примеру, стоимость одного канала достигает 121 тенге за абонента. Самый дорогой канал у дистрибьютора ТОО «Казахстанский центр ТВ» – «Первый канал».
– Каждый год «КазЦентр ТВ» повышает цены на «Первый канал», – рассказывает вице– президент по кабельному ТВ Национальной ассоциации телерадиовещателей Казахстана Александр Ягодинцев. – В 2010 году он стоил 140 тысяч тенге, в 2011–м – 280, в этом году – 720 тысяч 720 тенге. Кроме издевки ни на что другое это не похоже. Это рейтинговый канал, который обязательно должен быть в сетке оператора, иначе он просто проигрывает.
К сведению, ТОО «EurasiaMediaDistribution» представляет семейство «Первого», а «КазЦентр ТВ» – НТВ–шные проекты. Притом, что другие компании «продают себя» буквально за копейки – за несколько тысяч тенге в год за 120 каналов. Разница существенная. А основания для таких кабальных условий вещания российских каналов на территории Казахстана – довольно сомнительные.
Начнем с того, что эти компании монополизировали рынок. Возникает вопрос – а как же Закон «О защите конкуренции»? Второе: имея права на заключение договоров от лица российских каналов, они отказывают своим партнерам по бизнесу представить документы, подтверждающие эти права. Такая скрытность наталкивает на мысль – а есть ли они у них вообще?
– В соответствии с законодательством дистрибьюторы должны подтвердить свою правоспособность, – говорит президент Казахстанской ассоциации предпринимателей Ермек Абильдин. – Такой аккредитации в Реестре иностранных телеканалов, поставленных на учет и распространяемых на территории РК, у них нет.
Что примечательно: если оператор отказывается заключать с ними договор, следует прессинг. Бывший финпол начинает проверку. Даже не взирая на мораторий на проверку МСБ.
– Я не сторонник теории заговора, будто чья–то невидимая рука правит этой ситуацией, но складывается впечатление, что если не заговор, то, как минимум, сговор есть между отдельными участниками рынка, – считает руководитель ассоциации операторов телерадиовещания РК Саят Нурахметов. – Дистрибьюторы, заведомо предлагая неподъемные условия, создают правовую диктатуру.
Первыми отказались заключать договор карагандинские операторы. За что подверглись проверке, но финполовцы так и не нашли состава преступления. Их примеру последовали другие регионы – ВКО, ЮКО, Усть– Каменогорск, Кентау, Астана, Уральск, Кызылорда, Костанай, Аркалык. В общей сложности около 10 процентов кабельных операторов страны. В результате их сетка вещания стала менее привлекательной. А это потеря клиентов, убытки и, как следствие, крах бизнеса. Разве Казахстан, снимая препоны для развития бизнеса, к этому стремится?
– Я вам больше скажу: применяются оффшорные схемы, – делится председатель Гильдии операторов связи и телерадиовещания Степан Вадюнин. – ТОО «EurasiaMediaDistribution» ссылается на какую–то венгерскую компанию «НТВ Мир», офис которой расположен в частном доме на окраине Будапешта. По этому адресу находится оффшорная компания, которая никакого отношения к НТВ не имеет. И весь Казахстан через дистрибьюторов, которые выламывают руки всей отрасли, платит в этот оффшор.
Эксперты едины во мнении, что цель кабальных условий одна – расчистить рынок для какой–то одной компании и рубить на этом «зелень». Противники этого сценария обратились за помощью к генеральному прокурору. А пока готовится ответ, все внимание приковано к показательному суду в Кызылорде. На чьей стороне окажется Фемида – покажет время.
P.S. Российские правообладатели в этой ситуации приняли «глухую оборону», предпочитая игнорировать письма казахстанских кабельных операторов.