На официальном уровне Казахстан и Китай декларируют долгосрочное партнерство и принципы добрососедства, а перспективы сотрудничества рассматриваются исключительно в позитивном ключе. Однако, не всеми казахстанцами увеличивающееся китайское присутствие оценивается однозначно, иногда эти оценки полярны. Следствием экономической экспансии, по их мнению, стала угроза масштабной миграции граждан Поднебесной — как трудовой, так и на постоянное место жительства в Казахстан.
Аналитическая группа «Кипр» провела круглый стол 23 сентября в Алматы по одному из наиболее остро дискутируемых вопросов — китайской миграции в Казахстан.
Эксперт Исследовательского совета по миграции стран СНГ при Центре миграционных исследований Института народно-хозяйственного прогнозирования Российской академии наук Елена Садовская говорит, что миграция китайцев в Казахстан не представляет угрозы. С 1993 по 2012 годы на ПМЖ из Китая приехали 44 548 человек, из них 43 130 человек или 96,8% — этические казахи. Влияние миграции рабочей силы из КНР на состояние труда РК минимальное, подчеркивает эксперт. Объем всей иностранной рабочей силы составляет десятые или сотые доли процента к общему числу занятых в каждой области и не оказывает серьезного влияния на рынок труда в отраслевом и региональном разрезе.
— Если мы возьмем трудовую миграцию, то в последние годы трудовая иммиграция составляет 6-7 тысяч китайских специалистов, рабочих и предпринимателей в год. Они заняты в самых различных отраслях экономики. Прежде всего в нефтегазовой, строительной, транспортной и конечно в сфере услуг. Основные области концентрации — это Астана, Алматы, Алматинская, Атырауская и Актюбинская области, — говорит Елена Садовская.
Елена Садовская отметила, что граждане Китая, как и другие иностранцы, работающие в Казахстане, должны покинуть страну через год или продлить свое пребывание. Однако у китайцев выработана своя схема для того, чтобы оставаться в Казахстане годами.
— Да, проблемы есть с китайской миграцией. Они связана с тем, что отдельные китайские граждане нарушают трудовое законодательство. Они работаю не на тех предприятиях и не в тех областях, на которые им дано разрешение уполномоченного органа. Некоторые не покидают Казахстан после того как либо срок регистрации прошел, либо их виза закончилась. Они выезжают в Бишкек, там продлевают визу и таким образом происходит ротация и они долго находятся на территории Казахстана. Это нарушение. Это реальная проблема. Какие они схемы используют? Пересекают границу законно. Регистрируются законно, когда приходит срок выезда, они выезжают в Бишкек и там продлевают свою визу и возвращаются. Таким образом они пребывают в Казахстане годами. Опасность тут еще не в их законном пребывании, но и в том, что это связанно с коррупцией в госорганах. Без помощи некоторых коррумпированных чиновников такое длительное пребывание граждан Китая в Казахстане невозможно, — рассказывает Е.Садовская.
Также эксперт подчеркнула, что доля браков этнических китайцев (ханьцев) с казахстанцами маленькая:
— Это очередной миф по поводу того, что многие китайцы женятся на наших девушках, женщинах. Если использовать официальную статистику, то за 16 лет было всего 74 брака граждан Китая с гражданами Казахстана. Это браки между оралманами и нашими местными казахами либо между казахами и уйгурами, то есть самые различные интернациональные замужества и женитьбы и лишь очень малое число браков было заключено между ханьцами, этническими китайцами и казахами. На самом деле, это миф. Но в то же время мы должны быть реалистами. Происходит глобализация, Казахстан включен в эти глобальные процессы. Если число межнациональных браков будет увеличиваться, то мы должны к этому спокойно относиться и не видеть в этом какой-то подвох.
Политолог Расул Жумалы отметил, что Китай — единственная из крупных держав, чьи позиции в Центральной Азии укрепляются, особенно, в последние два десятилетия.
— Мы плохо знаем Китай, — говорит Расул Жумалы. — Мы до сих пор не ориентируемся даже в том, каковы мотивы и предпосылки принимаемых Китаем решений. В отличие от Китая (который усиленно изучает Казахстан), у нас до сих пор нет центра изучения Китая.
Расул Жумалы отметил, что в энергетической отрасли многие соглашения с Поднебесной подписываются в закрытом режиме и есть серьезные подозрения в работе китайского лобби в Казахстане.
В ходе круглого стола все эксперты сошлись в одном — Казахстан мало знает о своем соседе и сейчас необходимо создать центр по изучению Китая.