АЗС в Казахстане де-факто не несут ответственности за продажу некачественного топлива.
Сотрудники специализированных сервисных центров и пунктов технического обслуживания свидетельствуют: в городе реализуется откровенно грязные нефтепродукты, которые приводят к выходу из строя элементы топливной системы. Однако владельцев заправок этот факт особо не беспокоит – нормы, заложенные в действующее законодательство «О защите прав потребителей» и направленные на обеспечение качества товаров и защиту прав потребителей, их… не касаются. При поломке авто из-за топлива, добиться справедливости очень трудно — практически, невозможно.
– Увеличивается расход, выходят из строя свечи зажигания, двигатель работает неравномерно, – перечисляет неполадки своего Audi Allroad 2009 года выпуска автовладелец Дмитрий Дилебаев. – Это самые распространенные последствия заправки некачественным топливом. И эти «симптомы» сейчас диагностируют все мои знакомые, независимо от того, какой марки автомобиль, какого года выпуска и на какой АЗС заправляются – плохим бензином сейчас торгуют даже на заправках, принадлежащих известным брендам. Мы с друзьями сравнивали бензин марок АИ-92 и АИ-95 и считаем, что по качеству он не различается – одинаково плохой.
После заправки некачественным бензином автомобиль оказывается в автосервисе, и ремонт требуется не из дешевых: под замену идет бензофильтр, подвергается специальной очистке топливный бак.
– Самостоятельно установить, что ваше авто сломалось из-за некачественного топлива, практически, невозможно, показать это может только специализированная экспертиза, – утверждает начальник сервисного центра Nissan, Андрей Попов. – Поддельный бензин на наших заправках в большинстве случаев представляет собой низкооктановый бензин с добавлением присадок, повышающих октановое число. Ежегодно десятки тысяч владельцев автомобилей в Алматы сталкиваются с поломкой авто из-за некачественного горючего.
Между тем, все необходимые документы, подтверждающие качество реализуемой в данный момент партии топлива (декларация соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза и паспорт качества), находятся на АЗС, уверяют заправщики, и любой автомобилист при необходимости может ознакомиться с этой информацией.
– Если возникли сомнения в качестве нефтепродуктов на АЗС, клиенту необходимо обратиться к управляющему АЗС и написать заявление, – говорит главный специалист управления информационной политики ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЬ» Юлия Неменова. – В присутствии клиента будет произведен отбор трех проб: первая – передается клиенту для анализа, вторую – сотрудники АЗС отправляют в аккредитованную лабораторию, третья – остается на АЗС в качестве арбитражной.
При этом человек теряет массу времени и нервов. Но даже заключение экспертов, подтверждающее продажу некачественного топлива, не поможет вернуть деньги за причиненный ущерб полностью.
– Ст. 16 Закона РК «О защите прав потребителей» гласит: вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара, подлежит возмещению в полном объеме, – утверждает руководитель управления политики по защите прав потребителей Агентства РК по защите прав потребителей Сауле Оспанова. – Причем, право требовать возмещения убытков, признается за любым потребителем независимо от вины продавца и от того, состоял ли он с ним в договорных отношениях или нет.
Несмотря на то, что нормы закона обязывают продавца вернуть ущерб в полном объеме, на практике вряд ли получится вернуть деньги хотя бы за стоимость бензина, реально заправленного в машину.
– Необходимо сделать контрольную закупку топлива, провести экспертизу топлива и автомашины, установить причинно-следственную связь между качеством топлива и неисправностью узлов автомашины, – говорит адвокат городской коллегии адвокатов Астаны Анатолий Утбанов.
– Можно сказать, что на практике невозможно?
– Возможно. Но очень сложно.
– Прецеденты есть?
– Чтобы в нашей стране… Я такого не слышал.
В нашей стране расходы, связанные с причинением ущерба транспортному средству по вине продавцов некачественного ГСМ, покрываются за счет… самих потребителей.
– Выехав далеко за пределы заправочной станции, вы уже ничего не докажите, – считает эксперт топливного рынка, экономист Сергей Смирнов. – Заправщики вам скажут, что вы наш бензин за углом слили и залили плохой, чтобы с нас деньги снять.
– То есть владельцы АЗС требуют маржу в 30% и при этом их ответственность перед потребителем за продажу некачественного товара сводится на нет?
– Основная проблема – отсутствие системного контроля над АЗС. А маржа в 30% им нужна, чтобы расширить сеть, модернизировать заправки, платить зарплату…