52 тысячи алматинцев ежемесячно платят 160 тенге за услугу «радио», вне зависимости от того, имеются в их квартирах радиорозетки или нет. Многим это кажется мошенничеством, некоторым — полезной услугой. А на поверку, проводное радио — умирающий символ уходящей эпохи, чей круг слушателей стремительно сокращается.
– Счет за радио приходит регулярно, несмотря на то, что у меня нет соответствующего приемника и специальной розетки, – возмущается алматинец Тимур Гафуров. – Уже больше десяти лет мне приходится ежемесячно оплачивать ненужную услугу.
– Раньше все дома были радиофицированы, а потом люди стали самостоятельно убирать розетки и не сообщать нам об этом , – говорит оператор абонентского отдела ТОО «Центр радиофикации Алматы» Светлана Колесникова, – поэтому и продолжают получать счет за услугу, которую не получают.
Алгоритм отказа частных лиц от услуг компании, обслуживающей проводное радио, на взгляд сотрудников, достаточно прост. Для этого требуется приехать в центр Радиофикации по адресу ул. Айтеке би 91, уг. ул. Наурызбай батыра, и написать заявление на отказ от радиоточки. При себе необходимо иметь удостоверение и оплаченную квитанцию. Конечно, намного логичней была бы обратная схема: по добровольному заявлению не убирать, а устанавливать радиоточки, но в центре так не считают.
– Отключиться – дело не очень хлопотное. Каждый день 10-12 человек пишут заявление, чтобы отказаться от нашей услуги, – утверждает Светлана Колесникова. – Ежегодно происходит около 2,5 тысячи отказов, и это не компенсируется новыми подключениями. Радиоточки остались только в старых домах, в новостройках их уже нет.
Проводное радиовещание было довольно популярно до начала 90-х годов. Затем на смену пришло эфирное радиовещание, а теперь еще и интернет. Технологии вчерашнего дня стали невыгодны.
– Люди все чаще отказываются, мы это называем «отсев», – рассказывает директор ТОО «Центр радиофикации Алматы» Каршага Жакупов. – В 80-х по городу было более 500 тысяч точек, а сейчас осталось 52 тысячи. А ведь, что такое проводное радио? Это не просто приемник-трехпрограммник – это основное средство оповещения при чрезвычайных ситуациях! При необходимости он включается самостоятельно, чтобы оперативно информировать о чрезвычайных ситуациях, в том числе после землетрясений.
Между тем, трехпрограммники уже давно стали редкостью. Спросите этот прибор в магазинах бытовой техники — и поставите продавца в тупик:
– Нет, у нас ничего такого нет, – сообщила в телефонном разговоре оператор интернет-магазина бытовой техники «Sulpak» Айгерим.
– Можете подсказать, где купить?
– Нет.
В интернет-магазине компании «Технодом» продавец ответила, что даже не знает, о чем идет речь:
– Техпроводник? – переспросила оператор Анна.
– Трехпрограммник. Это проводное радио.
– Информация по данному виду товара у нас отсутствует.
Эксперты говорят: проводное радиовещание морально устарело, дальнейшая эксплуатация линий передачи небезопасна, а услуга нерентабельна и потому от нее отказались все. В «Казтелерадио» и в «Казахтелекоме» на вопрос, в чьем ведомстве находится «Центр радиофикации», указывают друг на друга.
– Когда-то был огромный штат в 180 человек, и они подчинялись сначала Минсвязи, потом «Казахтелекому». А сейчас доходы у нас уменьшились, в штате всего 29 человек, – рассказывает Каршага Жакупов. – И в 2005 году «Казахтелеком» вывел нас в аутсорсинг.
Между тем, у проводного радио, как утверждает директор, осталась «самая преданная» аудитория, которая никогда и ни за что не изменит. Одни потому, что не готовы заниматься отключением ради 160 тенге в месяц, другие — потому что действительно его слушают.
– Есть 52 тысячи слушателей, вот для них мы и работаем, – говорит Каршага Жакупов. – Между прочим, 160 тенге в месяц — деньги, может быть, и небольшие, но для наших клиентов они существенны. Наши клиенты – это малоимущие, пенсионеры, участники ВОВ.
– Люди звонят каждый день, заявки на ремонт дают, значит, пользуются, – добавляет Светлана Колесникова. – Каждый день от 6 до 10 заявок таких, а когда повреждения на линии, то число обращений возрастает до 20-30. Люди рассказывают, что не справляются с новыми современными приемниками и проводное радио для них единственный источник новостей.
Так что радиорозетка на стене — своего рода тест. Вы ее любите? Значит, вам за 50, и вы помните голоса советских дикторов. Вы ее ненавидите, потому что за нее платите? Вам 30-40 лет и вы очень, очень заняты для того, чтобы отписаться от этой бесполезной услуги. Вы не знаете, что это такое? Зачем вы тогда читали эту статью на своем планшете?