После выхода материала «Реклама и казахский язык несовместимы? Алматы заполнен билбордами с ошибками» ситуацию вокруг скандальных рекламных щитов прокомментировали в Управлении по развитию языков, архивов и документации города Алматы, в городском центре формирования здорового образа жизни и в рекламном агентстве.
В Управлении по развитию языков, архивов и документации города Алматы сообщили, что билборды с ошибками размещены незаконно — прежде чем вывешивать рекламный макет, агентство должно утвердить текст на казахском языке в управлении. Эта процедура не была соблюдена.
— У нас есть рабочая группа, они каждый день ходят по улицам и фотографируют такие билборды. Материалы направляем в «Алматы Жарнама» и районные акиматы, чтобы они разъясняли ошибки и способствовали их исправлению. Сейчас проверка не проводиться потому, что объявлен мораторий на проверки до следующего года. Но мы все равно ведем разъяснительные работы. Некоторые рекламные агентства на устные замечания реагируют и поправляют, — сообщил Бауржан Абдуллаев, главный специалист Управления по развитию языков, архивов и документации Алматы.
Также он добавил, что любой алматинец может обратиться в управление с жалобой, если увидит билборд с ошибкой на казахском языке.
В Центре формирования здорового образа жизни говорят, что при печати билбордов произошла ошибка в типографии.
— Мы с глубоким уважением относимся к государственному языку, — рассказала Галина Булыгина, заместитель директора Центра формирования здорового образа жизни. — Этот вопрос обсуждался неоднократно у нас на планерках. Каждый баннер подписывается руководителем нашего учреждения. Дело в том, что при печати произошло смещение и это не наша вина.
За размещение рекламы уже заплачено, поэтому Центр формирования ЗОЖ не собирается заменять билборды:
— Работа уже оплачена, а для нас главное — привлечь, убедить население пройти медосмотр. В городе очень сложная ситуация с туберкулезом, — говорит замдиректора центра формирования ЗОЖ.
Галина Булыгина сообщила, что уже началась замена билбордов в метрополитене.
В метрополитене размещением рекламы занимается компания «Multimedia Service». Начальник отдела рекламы Светлана Ибраева сообщила, что они не обязаны согласовывать в госорганах свои макеты, так как метро находится под землей и не относится к категории наружной рекламы.
— Мы не несем ответственности за макеты и за ту информацию, которую нам предоставляет рекламодатель. Они сами отвечают за это. В госорганах мы не согласовываем макеты потому, что мы не являемся наружной рекламой. Все наши конструкции находятся под землей. Мы не относимся к наружной рекламе. В договоре у нас четко все написано, что за всю информацию, которую нам предоставляет рекламодатель, всю ответственность он несет самостоятельно, — говорит Светлана Ибраева.
В компании добавили, что рекламные тексты должны звучать и быть написаны правильно на любом языке. Но в их компетенцию не входит мониторинг рекламных текстов, эти моменты должны контролировать сами рекламодатели.