Жители юго-востока Украины пытаются спастись от войны в ВКО. Но в Казахстане нет специальной программы для пострадавших от военных действий на юго-востоке Украины.
Республиканские СМИ сообщают, что 37 украинских граждан подали прошение о признании их беженцами. Вопрос об их статусе сейчас рассматривается. Однако из почти четырех десятков обратившихся ни один из желающих стать беженцем не зарегистрирован в ВКО. Несмотря на то, что в Усть-Каменогорск и его окрестности продолжают прибывать украинские граждане (согласно данным миграционной полиции, сейчас по данным редакции YK-news.kz находится около двух десятков человек), официально беженцем никто не стал.
В миграционной полиции ВКО не подтвердили, что граждане соседней страны пытались получить специальный статус.
— К нам не поступало таких заявлений, никто не обращался, — отрезал начальник отдела внешней миграции ДВД ВКО Муратхан Сулейманов. — Приезжают граждане Украины, конечно. Но в основном в гости к родственникам. А такого сотрудники сказать просто не могли. Мы ведь обязаны принимать любое заявление, любое обращение. Мы их регистрируем, а рассматривает специальная комиссия во главе с начальником миграционной полиции.
Проблема усугубляется еще и тем, что, по Закону «О беженцах», переселенцы должны обратиться с ходатайством на получение статуса в пункт миграционного контроля при въезде в страну. Если такого на границе нет, то в течение первых суток в Казахстане люди должны написать заявление в уполномоченный орган, то есть миграционную полицию. Получается, что семьи, спасшиеся бегством и преодолевшие тысячи километров до Казахстана, должны быть не на шутку подкованы в вопросах местного миграционного законодательства. Иначе шанса официально стать беженцами у них нет.
Впрочем, даже если заявление все-таки удалось подать по всем правилам, риск получить отказ остается чрезвычайно высоким. По тому же закону поводом для отклонения заявления может быть прибытие с территории третьей безопасной страны. Переселенцы с Украины приезжают в Казахстан через российскую землю. Общей границы с Украиной у Казахстана нет.
— Каждый случай рассматривается индивидуально, — пояснили в пресс-службе Министерства внутренних дел РК. — Комиссия, состоящая из представителей миграционной полиции, прокуратуры, КНБ, депутатов и местного акимата, разбирается, насколько человек нуждается в статусе беженца.
В консульстве возмущение украинцев понимают, но предлагают… вернуться за документами на Украину.
— Вопросами оформления статуса беженца и получения гражданства занимаются исключительно компетентные органы Казахстана, — комментирует вице-консул Украины в РК Виталий Кернозенко. — Оформить загранпаспорт граждане Ураины при необходимости могут в любой области страны, не обязательно для этого возвращаться в Донбасс. Что касается остальных документов, лучше связаться с близкими, оставшимися на Родине, и попросить их посодействовать в восстановлении бумаг или обратиться за помощью к властям Казахстана. А в посольство Украины можно обратиться, например, чтобы истребовать справку об отсутствии судимости.
В Усть-Каменогорске общественность поднимает вопросы о проблемах беженцев, но пока безрезультатно. Многие горожане с отчаянием думают об оставшихся друзьях и родственниках, которые до сих пор находятся в зоне военных действий.
— После таких историй очень остро чувствуешь, насколько мы далеки от общего понимания гуманности и сострадания, — считает правозащитница Анель Жунусова. — На Украине есть девушка, которая может спастись в Усть-Каменогорске? Закон ей говорит: а где твои документы. Давай, мы рассмотрим твой статус в течение нескольких месяцев, а пока подожди. Есть семья, которая хочет переждать войну в нашей области? Закон говорит: вы иностранцы, не вздумайте никуда сунуться! Есть семья, которая родилась на востоке и хочет спастись на малой родине? Закон тут как тут: а зачем вы вернулись? А где ваши бумажки – вернитесь-ка «на линию фронта»! В Европе и Соединенных Штатах прецедентное право, законы меняют за считанные дни, чтобы помочь людям, оказавшимся в зоне конфликта, меняют визовые режимы. Право на статус беженца рассматривают прямо в аэропорту. В России принимают законы, ориентируясь на неспокойное время. А у нас право беспрецедентное. Беспрецедентно жестокое, неповоротливое и негуманное. Потому что спасшимся от войны людям мы объявили войну бюрократическую…