Весной футбольный клуб «Атырау» лихо начал чемпионат, входил в группу лидеров, звездные новички команды радовали своей игрой, но со временем дела «нефтяников» стали идти все хуже и хуже. В итоге, клуб, пытавшийся попасть в первую шестерку и метивший в медалисты, в очередной раз довольствуется борьбой за выживание.
Последние десять лет из года в год болельщики «Атырау» ждут какого-то чуда. Они надеются, что когда-нибудь их любимцы будут в числе лучших, вернут те времена, когда в Атырау футбол возродился и сразу же стал бороться за медали. Но с каждым сезоном их чаяния оказываются пустыми и напрасными. Единственный светлый лучик в этом мрачном небе – победа в кубке Казахстана в 2009-м году. И все.
Казалось, что в этом сезоне наконец окончен период стагнации и «нефтяники» наконец-то включатся в большую драку, перестанут быть статистами и выйдут на новый уровень. Ведь все предвещало именно начало новой эры. Эры возрождения. Зимой клуб принял авторитетный белорусский специалист Анатолий Юревич, до этого пару лет работавший спортивным директором Федерации футбола Казахстана. Многие успешные тренеры из Белоруссии называют его своим учителем, наставником, а в федерации Казахстана ему даже доверили серьезный проект по развитию детско-юношеского футбола, который он сам, по сути, написал и начал внедрять все новшества.
Юревич, которого в команде за жесткость и приверженность к железной дисциплине (а возможно и за усы) прозвали Сталиным, пригласил к себе в штаб своего верного соратника Владимира Белявского, а также российского молодого специалиста Заура Тедеева. Команда укомплектовалась несколькими вполне впечатляющими футболистами. Чего стоят один из лучших полузащитников страны за последние 15 лет Андрей Карпович, бывший игрок сборной Камеруна Ги Стефан Эссаме и поигравший в России серб Марко Блажич! Были приглашены еще и нигериец Майкл Одибе, имеющий хорошую прессу в украинском футболе, группа белорусских игроков, которым сразу же были сделаны казахстанские паспорта. Но самым громким переходом стала реанимация некогда безумно талантливого и дорого африканца с немецким паспортом Савио Нсереко. Еще три года назад о нем говорили в Европе, английским «Вэст Хэм» и итальянская «Фиорентина» тратили деньги на этого нападающего. Но затем у этого парня явно закружилась голова, и он стал думать о чем угодно, кроме футбола. В итоге, ударившись во все тяжкие, он быстро скатился до уровня четвертой региональной лиги Германии, и потерял статус профессионала. Но в Атырау решили, что в Казахстане удастся возвратить к жизни некогда считавшегося вундеркиндом Савио.
В общем, по всем этим трансферным ходам было видно – в Атырау намерены решать серьезные задачи. Начала команда Юревича просто великолепно. Стартовые туры «Атырау» просто не чувствовал достойного сопротивления, и катком проходился по любому попадавшемуся на пути. И африканские исполнители «нефтяников» Савио Нсереко, Эссаме и Одибе выглядели на фоне всех игроков чемпионата какими-то небожителями и инопланетянами. Нсереко в марте даже был признан лучшим игроком месяца по мнению игроков и тренеров всех клубов.
А потом все начало рушиться. Лихо бежавшая команда стала буксовать, Нсереко уже не выглядел так ярко, не блестел как бриллиант, и в турнирной таблице «Атырау» стал опускаться все ниже и ниже. Сейчас эта команда жалко барахтается на десятой строчке, мучается отсутствием не только результата, но и игры. Юревич со своим помощником отбыл на родину, Нсереко и след простыл.
Что же произошло за эти пять месяцев, что теневой фаворит чемпионата и дерзкий возмутитель спокойствия вдруг стал камнем падать вниз и выглядеть все более уныло?
Наверное, одной конкретной причины тут нет. Более того, скорее всего, имеет место переоценка возможностей. В «Атырау» руководителям удалось пустить пыль глаза своим болельщикам. А когда мыльный пузырь лопнул, все вернулось на круги своя.
С отсутствием результата стали всплывать старые проблемы, возникать новые. Главный тренер Анатолий Юревич из-за больного сердца не мог находиться внутри коллектива, а его помощник Владимир Белявский определенно не справлялся с такой нагрузкой, не обладая нужной харизмой и умением зажечь сердца футболистов, когда не идет игра, и нужно включать морально-волевые качества.
Внутри команды также были определенные раздоры и дрязги. Говорят, что полузащитника Эссаме даже малость «помяли» казахстанские ребята. А начавший за здравие Нсереко уехал из команды уже в июне. Причем, кажется, в клубе не сильно противились такой потере, ведь игрок не был продан, а просто отпущен восвояси. И никто даже не поинтересовался, что за спортивный директор в клубе, если он принимает решение подписать контракт с футболистом, за последние 5 лет сменившего десяток команд, и имеющего дурную репутацию. Но раз уж подписали, то как получилось, что он покинул клуб бесплатно?
Подобных вопросов стало возникать все больше и больше. Игрокам не нравилось, что они добираются на выездные матчи самыми сложными и неудобными маршрутами. Они не понимали, по какой причине тренируются на искусственном поле очень плохого качества, стоят в очереди в душе, так как работали лишь два «соска» из десятка. Помыться им не удавалось и в номерах на базе: в душевых не было напора и горячей воды. А раздевалка на базе представляет собой лишь четыре деревянные скамейки с перекладинами, на которые привинчены крючки для одежды. А раздевалка на главном стадионе города «Мунайшы» очень маленькая, и игрокам приходилось тесниться в не продуваемом помещении.
Бардак в организации возникал, скорее всего, из-за того, что сотрудники клуба не понимали, за какой фронт работы они отвечают. Например, бронированием билетов и отелей ведали бухгалтер и сотрудник службы безопасности. Перед стартом сезона игроки попали в неприятную ситуацию: оказалось, что экипировка, которую они получили всего за день до старта чемпионата, не в полной комплектации. И в очень ограниченном количестве. Более того, игроки, которые пополнили команду летом, получили лишь игровую форму, и все. Ни спортивных костюмов, ни курток. И на выездные игры они теперь отправляются в своей «гражданской» одежде. Зато в самом городе немало молодых людей, которые щеголяют в экипировке с эмблемой «Атырау».
«В футболе мелочей не бывает» — это аксиома, которой придерживаются специалисты. Особенно такие теоретики как Анатолий Юревич. Но в «Атырау» решили, что на мелочах можно не заморачиваться. А потом решили не заморачиваться даже на важных вещах. Например, на питании. Еда на базе клуба определенно оставляла желать лучшего, что игроки решили взять все в собственные руки: начали покупать продукты более высокого качества, чем приобретались клубом. На кухне появились итальянские макароны и много другое. Номера на базе больше напоминают комнаты в общежитии, как по своему убранству, так и по состоянию. Футболисты нанимали сантехников, электриков и других специалистов по ремонту, чтобы привести свои номера в более нормальное состояние. Покупали себе подушки, одеяла, постельное белье. Хотя, во всем мире это – обязанность руководства клуба. Игроки должны быть сконцентрированы именно на футболе.
Но даже если отбросить в сторону организационные моменты, то и в спортивной части проколов хватало. Например, посреди сезона группа игроков была сослана в дублирующий состав без каких-либо объективных причин. И в распоряжении тренерского штаба осталось лишь 14 игроков, чего определенно недостаточно. А в самый важный отрезок чемпионата, когда решалась судьба клуба и ее попадание в первую шестерку, руководство клуба вдруг решило обменяться с «Астаной» игроками. В столицу уехал основной полузащитник Ги Эссаме, а в обратном направлении прибыл мало чем запомнившийся за последние пару лет Марат Шахметов.
Таким образом, руководство клуба в очередной раз не сумело создать команду, способную биться за высокие места, а не топтаться в подвале турнирной таблицы. Ставка на белорусских специалистов не оправдала себя никак. При этом бюджет «Атырау» был вполне сопоставим с большинством других клубов страны, средний заработок футболистов основного состава равен 15-20 тысячам долларов США. Но болельщикам вновь приходится стыдиться настоящего, и с надеждой смотреть на будущее.