Профессия медсестры тяжелая, сложная и зачастую рискованная. 70 процентов всех выполняемых манипуляций в медицинских учреждений выполняют именно они. Согласно статистике, примерно каждый восьмой хирург становится носителем гепатита «В». Медсестры же при контакте с пациентами рискуют заразиться смертельно опасными заболеваниями. При этом, именно на них выплескивается весь гнев пациентов. Однако для большинства обывателей деятельность медсестры сводится к клизме и уколу. Что входит в обязанности медсестры на самом деле, чем она все время так занята, почему ее не дозовешься, и что заставляет людей идти в профессию — мы постарались узнать у самих медсестер.
Гульмира Кажикумарова — старшая медсестра, 27 лет работает в реанимации Центральной клинической больницы Медицинского центра Управления делами Президента РК. По ее мнению, успех лечения больного в большей мере зависит от профессионализма медсестры. Свою любовь к профессии объясняет особым кайфом, который состоит в том, чтобы вытащить человека с того света и отправить его, уже здорового, домой.
— В этот момент внутри появляется удовлетворенность, ведь день прошел не зря и еще один человек спасен, — делится эмоциями Гульмира. Она уверена — медсестре необходимо постоянно заниматься своим образованием, идти в ногу со временем: читать, изучать новые методики лечения, знакомиться с новинками медицинской техники, иначе работать будет невозможно. Были мысли стать врачом, но как-то не сложилось с учебой, а потом семья, сын — и стало совсем не до того. Однако об этом не жалеет, и в отделении своем выкладывается по полной, за что и получила назначение старшей медсестры.
— Что входит в обязанности медицинской сестры?
— Выздоровление пациента в отделении реанимации на 99,9% зависит от медсестер. Именно они круглосуточно наблюдают за пациентами, их посты так распределены, что они всегда находятся рядом, и оказывают высокопрофессиональную помощь. В функции медсестры входит уход за кожным и волосяным покровами, ранами, если они есть. А если больной «на аппарате» — уход за трахистомическими и интубационными трубками, дренажами, ведение и фиксирование гемодинамических показателей, выделений, таких как моча и другие физиологические отправления, своевременное и правильное выполнение врачебных назначений. И мы, конечно, пишем очень много: показания состояния пациентов, ведем учетно-отчетную документацию, учет лекарственных препаратов, их списание. Мы же работаем с наркотиками, а за их использованием ведется очень жесткий контроль. Медсестра – это не механическое выполнение обязанностей, ей приходится много думать принимать самостоятельные решения, осуществляя уход за пациентом.
— Бывает, что врач делает некорректные назначения, а медсестры, видя это, ему подсказывают, как сделать правильно?
— Да, бывает. Мы, конечно, не делаем это в прямолинейной форме, субординация не позволяет. Но так получается, что у нас очень много опытных медсестер, поэтому мы можем иногда себе позволить где-то подсказать врачам, особенно, молодым. А потом многие из них говорят спасибо, за это. У нас опыта больше, мы больше больных видим, больше ими занимаемся, больше знаем психологию. И в нашей больнице специфика в том, что больные несколько раз поступают. Мы их хорошо уже знаем, знаем их характер, их семьи. И они к нам как-то ближе расположены.
— Насколько важно общаться с пациентом?
— Иногда важно просто поддержать человека, объяснить ситуацию, что возможно не все так страшно, как он себе представляет. Это наше участие. И бывает, что мы просто до утра наблюдаем, разговариваем с пациентами — все стабилизируется и мы их переводим. Иногда вместо полосных и объемных операций нужны участие, поддержка и внимание. Особенно по отношению к пожилым людям. Очень многие из них нуждаются просто во внимании. Ведь у многих детей нет рядом, и они, когда к нам поступают, неухоженные бывают, страдают давлением или «сахарными» делами. А вот скажешь пару ласковых слов, посидишь с ними — и результаты потом очень хорошие.
— А не бывает обидно, что работа медсестры остается несколько недооцененной?
— Конечно, бывает. Все говорят, «вот врач, он назначает, и благодаря врачу больной выздоровел». А я хочу сказать как медсестра — нет! Большую, основную и всю тяжелую работу выполняет медсестра. Если где-то врач допустил ошибку с назначением, то умная, грамотная, чуткая, а самое главное профессиональная медсестра может это вовремя исправить. Но все это почему-то не берется в расчет, если вдруг медсестра допустила какую-то незначительную ошибку.
— Я несколько раз видела, как медсестры принеся в палату лекарства для пациента, не могут объяснить фармакологическое действие препаратов. И почему именно эти препараты были назначены врачом. Так должно быть?
— Вообще, это очень плохо. Медсестра должна знать действие всех препаратов, противопоказания, аналоги. Должна понимать и при необходимости объяснять, почему врач сделал то или иное назначение. Другое дело, что когда врач назначил, мы не можем сидеть, обсуждать. Мы четко выполняем назначения.
— По каким критериям принимают медсестер на работу?
— Не могу сказать про все больницы. Но в нашей клинике, например, приветствуется наличие стажа, категории, и наверное медсестра, которая идет в нашу клинику, должна осознать, что эта клиника со своеобразной историей, у нас здесь контингент пациентов особенный. Люди, которые достигли какого-то уровня в жизни, или их дети. И потому они могут себе позволить лежать платно. Поэтому к ним нужен особый подход, и они требуют особого внимания. Медсестрам требуется максимальная сосредоточенность, профессионализм, терпение, ну и плюс внешние данные. Мне кажется, в нашей клинике даже когда пациент придет в себя после наркоза, он должен видеть приятное, ухоженно лицо грамотной медсестры.
— А бывает страшно, когда человек умирает на руках?
— Конечно, мы же тоже люди. Мы все осознаем, и бывает так, что мы расстраиваемся и жалко людей очень. Мы же к ним привыкаем, становимся в каком-то роде близки. Я обход когда утренний делаю, смотрю и радуюсь — живой. Тянем. А когда мы переводим в другие отделения, это вообще радость. Это все человеческое и нам оно не чуждо, мы же просто так не отключаем никого. До последнего — рядом, до последнего девочки борются.
— Это же очень тяжело переживать за каждого, тем более, у вас их в отделении достаточно много.
— Тяжело, но я всегда говорю, мы же выбрали эту профессию, мы ее любим. А кто не любит, он никогда не будет работать в реанимации. Здесь каждая медсестра работает больше 10 лет. И никто не собирается уходить. Потому что мы прикипаем, мы уже больными становимся сами. Это не объяснить, но я уже 27 лет работаю в реанимации. Это наша жизнь, мы к этому привыкаем.
[gallery ids=»28402,28403,28404,28405,28406,28407,28408,28409,28410,28411,28413,28414,28415,28417,28418,28420,28421,28422,28423,28424,28425,28426,28427,28428,28429,29820″ orderby=»rand»]
— А что больше нравится: помогать людям или ощущение собственной значимости?
— Мне кажется, тут 50 на 50. На первом месте, наверное, то, что помогаешь, а второе — значимость. А как без этого? Как без значимости работать? Мне кажется, тут одно другое дополняет и получается отличная мотивация.
— А как вы расслабляетесь после тяжелого рабочего дня дома?
— У всех по-разному. У меня, например, есть сын. И поэтому, когда я выхожу за ворота, я не думаю о работе. У меня другая проблема — прийти домой, увидеть его, обсудить его школьные дела.
— Есть такое дурацкое поверье о том, что полицейские, журналисты и медики пьют больше всех. Как считаете, это правда?
— Да ну?! Нет, мыза здоровый образ жизни. Мы ходим в залы ЛФК, занимаемся йогой, ходим пешком. Мы любим такие дела. А на корпоративах мы не сидим в ресторанах и пьем. Мы ездим опять-таки на природу. Например, сплавляемся по горным рекам на рафтах, у нас спартакиады различные проходят, какие-то соревнования между собой. Мы обязательно придумываем девизы своих команд, сочиняем песни. А на работе пить…. ну, не знаю. Во-первых, некогда, во-вторых, у нас это не приветствуется, да и обстановка не позволяет.
— Говорят, что медсестры меньше всех получают, и это несправедливо.
— Да хотелось бы, чтобы еще раз пересмотрели вопрос о повышении заработной платы, отпусках для медсестер, пособиях санаторно-курортных, потому что очень тяжело морально и физически работать в реанимации. Медсестра все время ухаживает, переворачивает, поднимает, двигает, помимо назначений, она все время в физическом контакте с пациентом. А эти больные уходят, иногда умирают. Это тяжело. Поэтому мне кажется, зарплата должна быть выше.
— Ну, медсестра медсестре рознь. И в разных отделениях разная работа, и наверняка не у всех она такая сложная, как у вас.
— Да, между медсестрой из терапии и медсестрой из реанимации есть большая разница. В реанимации профессиональный уровень намного выше. Мы можем работать в любом другом отделении, потому что умеем делать все. В реанимации работают только фанаты. Кто не сможет здесь влиться в работу, тот почти сразу уходит.
— А бывает, что в обычной жизни вам приходится применять свои навыки в каких-то ситуациях?
— Да, недавно ездили с девочками на Капчагай, и возле нас сидела компания людей, которые выпивали. В итоге, один из них пошел купаться и утонул. К сожалению, его долго вытаскивали из воды, долго искали, но мы пытались реанимировать его 1 час 40 минут, пока не приехала «скорая» и не констатировала смерть.
— Час сорок минут это же очень много! Зачем?
— Мы видели, что он умер, у него уже и пятна пошли, да и мы устали. Просто вокруг были его друзья, родственники, компания с которой он сидел, и мы не смогли остановиться при них, совесть что ли не позволила. Ведь они не понимали, как это так — был человек и его вдруг не стало.
А есть истории с хорошим концом?
— Да, сплошь и рядом. Мы и на проходной женщину спасли, на улице — мужчину. Он мимо проходил и упал в арык. Хорошо охранник увидел, нас вызвал, мы прибежали, а у него сердце прихватило. Мы его спасли. А еще тут неподалеку девушка из окна как-то выпрыгнула, с 4 этажа — суицид. Нас вызвал тоже охранник. На месте было нельзя ничего делать. Мы ее просто переложили на каталку, зафиксировали шейный позвонок, и привезли в приемный покой, сделали снимки. Спасли!
— Скажите, как влияют на вашу работу сериалы про медицину? Не ждут ли люди, что все должны себя вести, как герои этих сериалов?
— Мне кажется, наоборот. Хорошо, что сериалы эти есть. Ведь как люди думают — что мы тут все жуткие, снобы, просим денег. А в сериалах, наоборот, показывают, что врачи очень грамотные люди, у них есть чувство юмора, они очень общительные в компании, что не все зациклены на своей работе. Мы же обыкновенные люди, любим общаться, ездить на природу, у нас тоже есть домашние проблемы и дела. Наоборот, сериалы, они с юмором, где-то нашу работу покажут: что не все так просто, что аппаратура тяжеленная. Медсестры не только для того, чтобы поставить клизму и капельницу. Это высокопрофессиональные люди, которые много читают, следят за новинками и занимаются самообразованием.