Генеральный менеджер велокоманды «Астана» Александр Винокуров поделился мнением об истоках недавней победы на «Тур де Франс» и о том, как нужно растить казахстанских гонщиков.
— Александр, победа велокоманды «Астана» на нынешней гонке «Тур де Франс» стала очередным и, как многие считают, закономерным успехом этого проекта. Как вы оцениваете ресурсы команды, ее подготовленность? Как работалось с нынешним лидером команды – итальянским гонщиком Нибали?
— Результаты здесь говорят сами за себя. Победить на «Тур де Франс» удается не каждому и не всегда. Мы к этой победе шли долго и целенаправленно. Уже с прошлого года, после победы на «Джиро де Италия» и второго места на «Вуэльте», которые завоевал Винченцо Нибали, команда поставила перед собой цель победить на «Тур де Франс». Мы считали эту цель реалистичной, хотя в начале сезона звучало много критики. Скептики утверждали, что Нибали якобы не готов, что у него нет достаточного количества побед, а достигнутые победы – «случайность». Мы не обращали на это внимания и слаженно работали всей командой на победу капитана.
Первая знаковая победа досталась Нибали на чемпионате Италии, где он впервые завоевал майку лидера. На наш взгляд, это был психологически очень важный для него рубеж, который он преодолел благодаря кропотливому целенаправленному труду. Победа придала Винченцо уверенности на «Тур де Франс». Уже со второго этапа он вышел в лидеры гонки наряду с Контадором, а затем смог опередить знаменитого гонщика. Для всей нашей команды победа Винченцо стала итогом напряженной работы на пределе сил в течение трех недель – от старта в Англии до финиша в Париже. Дмитрий Груздев, Максим Иглинский, Танел Кангерт, Микеле Скарпони, другие участники команды помогали Нибали на протяжении всей гонки. Все личные амбиции в данном случае уступили место интересам команды, задаче нашей победы. Сегодня можно уверенно сказать: первое место, которое завоевал Нибали и команда «Астана» на «Тур де Франс», это очередная большая победа всего казахстанского велоспорта.
— Что в целом изменилось в команде с приходом Нибали?
— Винченцо сам – лидер по натуре, привыкший выкладываться полностью и вместе с тем умеющий рационально строить стратегию гонки, что очень важно. Благодаря слаженной атмосфере в команде, умению ее участников своевременно поддерживать лидера наш итальянский капитан, на мой взгляд, смог максимально реализовать свои потенциальные возможности. Что такое правильная поддержка в гонке? Это умение вовремя выйти вместе с лидером в отрыв, оттеснить и опередить соперников, а на некоторых участках – наоборот, попридержать, сбросить скорость, экономя силы для рывка. Такая единая стратегия команды обеспечивает лидеру значительно лучшие условия для того, чтобы использовать решающие секунды с лучшим результатом. Кроме того, всегда очень важно иметь высококлассного тренера, знающего именно твои индивидуальные особенности, хорошего медика-костоправа, массажиста, иглотерапевта. Словом – обеспечить весь тот необходимый «бэкграунд», который необходим спортсмену для максимальной реализации его возможностей. Все это также делается силами команды, за счет ее организационных ресурсов. Для Винченцо, как и для других гонщиков «Астаны», мы смогли решить эти задачи на требуемом уровне. Команда в конечном счете создала те условия, ту атмосферу, которые необходимы для победы.
— В прессе высказывалось мнение, что «Астана» во многом держится на иностранцах. И это, мол, неправильно, побеждать должны наши. Что бы вы на это ответили?
— Отвечу, что велогонки – это интернациональный спорт. Возьмите любой клуб, например, в Испании – «Мадрид», «Барселона»: там выступают не только испанцы, там есть спортсмены из самых разных стран. На мой взгляд, здесь присутствует несколько неточное понимание целей команды. Наша задача – не сформировать сборную Казахстана исключительно из казахстанцев. Наша задача – побеждать, а для того чтобы побеждать могли наши спортсмены, они должны учиться у лидеров. Поэтому приглашение лидеров в команду является вполне логичным шагом. Так развиваются все сильные клубы, причем не только в велоспорте. На сегодня в команде «Астана» 30 спортсменов, из них 12 человек – казахстанцы. Наши ребята работают, постепенно растут, и мы, безусловно, не намерены оставлять их на вторых ролях. Мы планомерно и целенаправленно выращиваем из них лидеров уровня Нибали или Контадора. Вырастить такого лидера из числа казахстанцев, способного выигрывать Олимпийские игры или «Тур де Франс» – одна из важнейших задач для «Астаны». Это позволит улучшить узнаваемость нашей команды, поднять имидж и узнаваемость Казахстана. Но, еще раз подчеркиваю, без привлечения лучших иностранных легионеров, без совместной работы с ними такие задачи вряд ли выполнимы. Я сам в свое время начинал в немецкой команде велогонщиков, затем выступал во французской команде. Набирался опыта и рос рядом с лидерами. Сегодня наши ребята также растут рядом с Нибали, Кангертом и другими профессионалами мирового класса. Они показывают очень высокие результаты. Например, наш молодой гонщик Алексей Луценко – у него очень высокий потенциал, и перед ним мы ставим большие задачи. Я вижу, что уровень Луценко серьезно вырос за последний сезон. В этом году нам еще предстоят Азиатские игры, где у Алексея есть все шансы на победу. Но, конечно, главная цель – Олимпийские игры, которые пройдут через пару лет, а также гонка «Тур де Франс». Конечно, пока нельзя обещать, что через год или два казахстанский гонщик сможет выиграть такой марафон, как «Тур де Франс». Но победа в европейских однодневных гонках нашим ребятам уже вполне под силу.
Стоит отметить, что в велогонках лидера, победителя всегда делает команда. Таковы особенности этого вида спорта. В одиночку, без поддержки партнеров по команде вряд ли мне удалось бы завоевать золото на Олимпийских играх в Лондоне. А когда твоими партнерами являются такие гонщики мирового уровня, как Нибали, Фульсан, Скарпони, победа дается легче. Как в футболе: когда с тобой рядом играет Рональдо, ты намного быстрее достигнешь лучших результатов, чем тренируясь вместе с нашими казахстанскими игроками, пускай даже самыми лучшими.
— Насколько сложным был нынешний марафон «Тур де Франс»?
— «Тур де Франс-2014», как обычно, был чрезвычайно сложным, не зря эта велогонка считается наиболее престижной в мире. Отличие в том, что старт гонке был дан в Лондоне. И мы не могли не отметить высокий уровень организации. На первых трех этапах, проходивших по английским трассам, было огромное количество болельщиков. В нашем распоряжении оказалась местная статистика, согласно которой только за уик-энд непосредственно на трассу пришли около 5 млн. зрителей. Действительно, мы все время двигались буквально мимо живой стены. Однако, несмотря на такой наплыв болельщиков, организаторы гонки оказались на высоте. Не возникло ни одной опасной ситуации, зрители были дружелюбны и корректны. Никто не выбегал на трассу, не мешал движению, как иногда бывает при большом стечении зрителей.
— Александр, а как, по Вашим ощущениям, команда «Астана» и государство Казахстан сегодня воспринимаются в Европе? В свое время там о Вас писали «человек из ниоткуда», имея в виду Казахстан. А что пишут сейчас?
— Ту статью в британской газете я помню, она появилась во время Олимпийских игр. Очевидно, это были эмоции, автор просто не мог сдержать своего разочарования. Британцы были уверены в успехе своего гонщика, который лидировал с большим отрывом и казался уже состоявшимся лидером гонки. А тут вдруг появился спортсмен из далекой азиатской страны и спутал все планы. Нет, на самом деле о нашей команде в Европе знают, и Казахстан там абсолютно узнаваем. В ходе гонки «Тур де Франс» аналитики и комментаторы постоянно упоминали нашу команду «Астана», много говорили о ее успехах, о наших гонщиках и, конечно, о самом Казахстане, который, как они отмечают, «удивительно быстро продвинулся в большом спорте». «Астана» на всем протяжении гонки находилась в лидерах. И когда три недели подряд все телеканалы Европы говорят об этом, любой обыватель заинтересуется, что это за город, что за страна. Кстати, незадолго до финала «Тур де Франс» французское телевидение посвятило Казахстану и нашим гонщикам целую программу. Так что узнаваемость сегодня есть. Мнение, что нас не знают, давно устарело.
— Чтобы страна могла быстро продвинуться в большом спорте, нужны усилия государства. Причем – усилия очень серьезные. Расскажите о взаимодействии команды «Астана» с государством. За счет чего был достигнут тот быстрый прорыв, который так удивил европейцев.
Безусловно, развитие профессионального спорта требует средств. У нас это хорошо понимают. Развивать большой спорт в Казахстане начали давно и целенаправленно, но, конечно, здесь нужно было пройти определенный психологический рубеж. Он был пройден, когда мы начали завоевывать золото на чемпионатах мира, на престижных гонках и олимпиадах. В частности, всех вдохновили успехи страны в велоспорте. Фонд «Самрук-Казына» поддерживает нашу команду с 2009 года, когда мы подписали с ними первый долгосрочный контракт. Пять лет сотрудничества дали результаты, о которых все хорошо знают. Однако, кроме велоспорта, есть много других направлений, где наши спортсмены всегда были сильны. Сегодня в Казахстане государство направляет огромные средства в профессиональный спорт. Совершенно правильным было решение проводить эту работу системно, через единую структуру. В прошлом году был создан президентский спортивный клуб «Астана», объединивший все профессиональные казахстанские проекты в сфере большого спорта. На мой взгляд, это дальновидная идея: пусть все наши спортсмены выступают под единым брендом. Важно также обеспечить качественное управление всеми проектами и их международное продвижение. Недавно был назначен новый управляющий директор президентского спортивного клуба Владимир Смирнов – прославленный чемпион и тренер, наш земляк, обладающий большим международным опытом в спортивном менеджменте. Думаю, что его работа позволит вывести на более высокий уровень развитие большого спорта в Казахстане. Здесь остается довольно много вопросов, которые необходимо решать.
— Какие среди них главные? Какие проблемы нужно преодолеть для успешного дальнейшего развития спорта высоких достижений?
В сфере спорта сейчас делается многое. Строятся новые объекты – дворцы спорта, стадионы. Это необходимо делать. Казахстан – огромная страна, страна больших расстояний. На местах молодежи нужны хорошие условия для тренировок, иначе не будет результатов, спорт так и останется любительским. Замечательно, что государство направляет в эту сферу большие средства. Но кроме стадионов, велотреков, дворцов спорта отрасли нужны еще и человеческие ресурсы. Необходимы кадры: специалисты, спортивные врачи, управленцы, а главное – тренеры. Их, к сожалению, повсеместно не хватает. Причина банальна: нет заинтересованности, нет достойного стимула. Да, к работе на уровне национальных сборных привлекаются высококлассные специалисты, мы приглашаем лучших зарубежных менеджеров. Однако на других, низовых уровнях ситуация обратная. У тренеров, работников обслуживающего звена очень низкие зарплаты. Как следствие, в спорте много случайных людей. А во многих районах, в малых городах спорт вообще держится на энтузиазме. Но мы должны помнить о том, что приток талантливой молодежи в большой спорт обеспечивается «снизу», через региональные спортшколы. Нужна постоянная подпитка профессиональных команд способной молодежью, тогда мы сможем выращивать больше казахстанских чемпионов. Тренер на месте должен уметь вовремя заметить способного подростка и развить его талант, а значит, это должен быть профессионал. А классный тренер не пойдет работать в ДЮСШ за 30-50 тысяч тенге. Здесь есть над чем подумать управленцам. Для достижения высоких результатов на олимпиадах и чемпионатах мира надо поддерживать именно массовый спорт. Спортивные проекты на местах должны развиваться не на любительском, а на профессиональном уровне. Нам необходимо максимально поднять массовость, вовлечение молодежи в спорт. Для этого нужны хорошие тренеры. В прошлом году мы создали специальный общественный фонд, целью которого является именно поддержка тренеров. Удалось сделать многое, но силами только общественных организаций проблему не решить. Необходимо привлечь в спорт новое поколение специалистов, и здесь свое слово должно сказать государство.
Перепечатка запрещена.