3 года назад казахстанские пираты делали деньги на ворованных фильмах и музыке и просили дать им пару лет, чтобы наладить производство законного, авторского контента в Казнете. Время прошло. Ситуация не изменилась. Большие деньги все так же делаются на том же ворованном контенте. Потому что это выгодно большим людям.
В 2011 году был принят закон, ужесточающий наказание за незаконное использование объектов авторского права. Таким образом, в казнете должно было стать меньше пиратского видео, а доходы творческих людей — возрасти. Однако ряд интернет-сайтов Казахстана стали активно сопротивляться и даже предложили ввести мораторий на этот законодательный акт на 2 года. И объясняли, мол, нужно время для подготовки площадки, сознания людей и собственного контента. На дворе уже 2014-й, но до сих пор не понятно, готовы ли представители отечественного интернета перейти на «светлую сторону».
Шавкат Сабиров, президент Интернет Ассоциации Казахстана:
— Основная идея этих просьб была в следующем: «дайте мне еще пару лет, чтобы отбить свои бабки, вложенные в пиратские вещи». А к 2014-му году Казнет, вопреки всем словам и негативным прогнозам от руководителей некоторых интернет-сайтов, активно развивается. Появляются новые ресурсы которые сами генерируют контент, новости, передачи. Поэтому все, о чем говорилось тогда, в 2011 году, обычная уловка пиратов, чтобы авторское право как можно дольше не работало в Казахстане.
— Но ведь сайты, распространяющие ссылки на пиратское видео, например Kaztorka, продолжают работать?
— До тех пор, пока большие чиновники, которые стоят за такими сайтами, как Kaztorka, и об этом все прекрасно знают, не ослабят свою хватку или оттуда не выйдут, оно, конечно, будет существовать. Эти большие люди туда тоже вложили деньги. Им все равно, что каждый творческий человек имеет право на заработок со своего продукта. Вот, например, журналист сидит, думает, вынашивает идеи, парится над тем, как фразы выстраивать. А потом кто-то его материал спокойно берет ворует и сидит на этом трафике, как это делают некоторые сайты! Своих журналистов у них в штате почти нет — ну, одного официально взяли, чтобы прикрыться. А так — тупо воруют у всех и перепечатывают. Поэтому в интернете их и называют лохотроном.
— То есть лучше с авторским правом у нас не стало?
— Порядка стало намного больше. Во всяком случае, нагло и беспардонно так не воруют. Более того, по результатам этого закона, компания ТНТ смогла заставить сайт kiwi.kz перестать незаконно использовать их продукцию. В частности программу Comedy Club. Конечно, Киви потом возмущались, что потеряли 13% трафика. Но Мурат Абенов им хорошо ответил, мне понравилось: «Ребята, это вы не потеряли 13%, это вы воровать на 13% стали меньше». А вообще, чтобы привести в порядок Казнет, нам просто нужно немного времени. Рынок начнет адекватно реагировать. Мы уже начинаем коммерциализировать вещи, которые сами создаем. Певцы, например, уже начинают выкладывать музыку через платные приложения. То есть рынок систематизируется.
— Что тормозит этот процесс?
-Главная проблема в том, что творческие люди, которые генерируют контент, не бизнесмены. Они не знают, как на этом зарабатывать. Куда идти, что делать, откуда и как. А идти надо к экспертам в области авторского права. А если заниматься защитой своих прав некогда, эти полномочия можно переложить на специальные организации. Но нужно понимать, что для Казахстана это только начало и ошибки будут. Но в них нет ничего страшного.
Андрей Иванов, бывший инспектор казахстанской ассоциации по защите авторских и смежных прав, юрист:
— Авторское право подразумевает право на аудиовизуальное воспроизведение на фильм, музыку или еще что-то. То есть, если фильм есть в интернете, то человек, который его выдал на раздачу, заранее должен был заключить договор с правообладателями на этот фильм. И только потом начинать эту раздачу.
— Почему за эти 2 года Казнет не сильно изменился? Санкции против пиратства не действенны?
— Видите ли, очень сложно привлечь пиратов к уголовной ответственности. Есть необходимое условие — сумма нанесенного материального вреда должна превышать 100 МРП (185 000 тг). Один фильм — это от 1000 до 3000 тг. Это сколько должно быть роздано и продано фильмов!? Поэтому, в основном, они попадают под административную ответственность. Есть еще одна «сложность». Сотрудники уголовных структур не занимаются вопросами авторских прав — им не выгодно. Ну хлопнут они пиратов, а там не будет состава преступления, чтоб к ним уголовную статью применить, и тогда дело решается в административном порядке. И для полицейских это будет считаться как будто они поработали на юстицию. А значит, их работа прошла впустую. Юстиция, в свою очередь, работает только по написанию заявления. Согласно указа, должно быть полное имя физического лица, на которое поступает заявление. Или юридического лица, если это организация, фактические данные ее. И потом они не фиксируют нарушения, то есть не проводят контроль. Им по закону это не разрешено.
— Получается, закон, по сути, никому не выгоден, а потому он не работает?
— Ну, не то чтобы не выгоден. Скажем так — лиха беда начало. Это не значит, что вообще не стоит бороться. Нет. Предприняли попытку. Обнаружили, что есть вот такие нюансы. Теперь надо, чтоб на законодательном уровне кто-то предпринял попытки устранить все пробелы. Нельзя сказать, что это все впустую.