В конце мая в Египте прошли президентские выборы. По официальным данным, в гонке за кресло президента бывший министр обороны Египта фельдмаршал Абдель Фатах ас-Сисси набрал почти 96 проц. голосов избирателей. Остальные три с небольшим процента получил его единственный конкурент Хамдин Сабахи. Между тем явка оказалась меньше ожидавшейся и составила всего 47 проц. В надежде улучшить показатели египетский избирком даже на сутки продлил мероприятие, которое длилось вместо двух дней три. Но число сторонников ас-Сисси так и не выросло. В свою очередь, низкая явка дает оппонентам новой власти, прежде всего симпатизирующим религиозной организации «Братья-мусульмане», дополнительные поводы для критики.
Главная претензия оппозиции к ас-Сисси известна. Фактически 26–28 мая прошли не выборы президента страны, а что-то вроде референдума. Египетскому электорату посредством демократической процедуры предлагали де-юре оформить то, что было решено представителями военно-политического истеблишмента еще полгода назад. Именно поэтому в заявлении альянса религиозной оппозиции, в который входят «Братья-мусульмане», говорится, что «для большей половины египтян президентом остается Мохаммед Мурси, свергнутый военными в июле прошлого года, значит, революция будет продолжена».
С учетом внушительного числа сторонников Мурси в египетском обществе события в стране действительно могут развиваться по неблагоприятному для нынешнего режима сценарию. Но власти, похоже, подстраховались на подобный случай. Можно вспомнить, что сразу после смещения Мурси каирский суд по чрезвычайным делам запретил организацию «Братья-мусульмане», а также любые связанные с ними объединения или движения, получающие от них финансовую помощь. В декабре 2013 года «Братья-мусульмане» были признаны террористической организацией. Одновременно против Мурси возбудили уголовное дело, обвинив его в терроризме. В январе 2014 года был принят новый основной закон Египта. В отличие от предыдущей конституции, написанной под влиянием религиозных организаций, пришедших к власти в стране на волне «арабской весны», эта резко снижала роль религии в общественной и политической жизни и существенно расширяла права и полномочия военных. Так, согласно статьям основного закона генералы имеют право назначать министра обороны и могут отстранить от власти любого правительственного чиновника.
Кроме того, парламентские выборы в Египте по планам должны пройти после президентских. Если ас-Сисси решится на использование так называемого административного ресурса, то он вполне может получить лояльный ему и армии парламент. Безусловно, это предоставит египетскому режиму серьезное политическое преимущество.
В целом проведенные в Египте реформы, принятие новой конституции и политика, направленная на жесткое подавление инакомыслия, делают положение военно-политической элиты более прочным. К примеру, очередной мощный удар по противникам из среды религиозной оппозиции был нанесен в конце марта этого года. В городе Минья, расположенном в центральной части Египта, суд приговорил 529 сторонников Мурси к смертной казни. Их признали виновными в убийстве полицейских, нападениях на мирных граждан и уничтожении частной собственности. В апреле этот же суд вынес смертный приговор еще 683 членам «Братьев-мусульман», в том числе одному из лидеров организации Мохаммеду Бади. Одновременно судья пересмотрел 492 из 529 смертных приговоров, вынесенных в марте, заменив их длительными сроками тюремного заключения.
21 июня египетский суд подтвердил решение о казни для 183 исламистов. 23 июня суд в Каире приговорил к различным срокам тюремного заключения корреспондентов катарского телеканала «Аль-Джазира». Их обвинили в поддержке «террористической деятельности». Как известно, катарская «Аль-Джазира», как и лидеры катарского эмирата, симпатизировала «Братьям-мусульманам». Именно в Катаре живет духовный лидер этой организации влиятельный проповедник Юсеф аль-Кардави. Телеканал часто давал слово аль-Кардави, благодаря чему в Египте воспринимали «Аль-Джазиру» как главный пропагандистский инструмент его последователей. Собственно, за критику египетских властей и судили журналистов. Причем среди них были не только катарцы и египтяне, но также граждане других стран, в частности Австралии и Канады.
Следует отметить, что вышеуказанные судебные процессы, и особенно спешка в рассмотрении дел, вызвали серьезную критику со стороны ООН и правозащитных организаций. Например, рассмотрение некоторых уголовных дел по членам организации «Братья-мусульмане» заняло всего час, к тому же судьи, по уверениям стороны защиты, не разрешали адвокатам представить точку зрения обвиняемых. Отсюда у наблюдателей могло появиться ощущение, что вынесение суровых вердиктов имело прежде всего политический характер. Не исключено, что египетский режим тем самым показывает, кто является истинным хозяином положения.
Вообще, складывается впечатление, что на данный момент египетские генералы переиграли своих политических противников на всех фронтах и должны чувствовать себя очень уверенно. Но так ли это на самом деле?
Безусловно, представители вооруженных сил Египта создали все необходимые условия, чтобы обойти те препятствия, которые не позволили бы им вести страну по намеченному курсу. Но речь идет прежде всего о политической сфере. Здесь все более или менее понятно. После трех лет беспорядков и политического хаоса египтяне хотят видеть во главе государства сильного лидера типа фельдмаршала ас-Сисси. После свержения Хосни Мубарака, продержавшегося у власти в стране тридцать лет, египтяне надеялись на демократические преобразования, однако сейчас для многих из них важнее безопасность и стабильность. К тому же светский ас-Сисси, непринужденно цитирующий в разговоре Коран, может легко найти общий язык и со сторонниками секляризма и с глубоко верующими египтянами.
Если с точки зрения внутренней политики серьезных проблем у нынешнего режима в Египте нет, так как до президентских выборов было сделано все, чтобы закрыть самые чувствительные вопросы, то самым уязвимым местом нового президента остается экономика. «Экономическая ситуация сложная, более 50 проц. египтян страдают от бедности и высокой безработицы», – признавался недавно ас-Сисси западным информагентствам. Международные финансовые институты и инвесторы не спешат давать Египту деньги, пока он не проведет необходимые реформы по либерализации экономической системы. Туристов, дающих Египту основные валютные поступления, все еще отпугивает политическая нестабильность.
За счет каких источников ас-Сисси собирается развивать экономику страны, непонятно. Предметной и конкретной социально-экономической программы у него нет. Зато известно другое. В самое ближайшее время глава государства намеревается создать промышленную инфраструктуру, построить 25 городов и 8 аэропортов. Безусловно, в перспективе эти шаги могут оживить экономику страны, увеличить количество рабочих мест, обеспечить работой и жильем сотни тысяч и даже миллионы египтян.
По всей видимости, в реализации социально-экономической программы новые власти в Каире, как и их предшественники из религиозной организации «Братья-мусульмане», делают ставку на зарубежные инвестиции. Примечательно, что после объявления итогов президентских выборов король Саудовской Аравии Абдалла объявил о созыве конференции стран-доноров, готовых помочь Египту. 21 июня он посетил Каир, где обсудил с ас-Сисси египетско-саудовские отношения и подготовку конференции по оказанию финансовой помощи Египту. 22 июня в Каир прилетел госсекретарь США Дж. Керри, который заявил о заинтересованности Вашингтона в тесном сотрудничестве с новыми египетскими властями. Интересно, что после этой встречи американский конгресс разблокировал предоставление военной помощи Египту на сумму около 650 млн. долларов. Напомним, США заморозили ежегодные транши в размере 1,5 млрд. долл. египетским вооруженным силам, после того как военные сместили с поста президента Мохаммеда Мурси.
Надо отметить, что иностранная финансовая помощь – это очень важный и тонкий момент. Вполне возможно, что одной из причин недовольства политикой Мурси у египтян была его слишком большая экономическая зависимость от различных внешних сил, которая предполагала от него серьезные политические уступки. Можно вспомнить об изменении политики Каира в отношении Израиля.
После прихода к власти в Египте сторонников исламского пути развития в парламенте страны зазвучали голоса радикальных представителей, призывающих прервать дипломатические отношения с Тель-Авивом. Правительство Мурси вынуждено было прислушиваться к подобным заявлениям, и даже публично разделять эти взгляды, что вносило заметный элемент напряженности в отношениях с Западом и Израилем. Особенно это было заметно на изменении отношения Каира к палестинской религиозной организации ХАМАС, идеология которой очень близка к идеологии «Братьев-мусульман».
После «арабской весны» неожиданно увеличилось количество атак на израильскую территорию со стороны палестинского сектора Газа, который контролируется ХАМАС. Между тем в июне 2012 года одним из условий Международного валютного фонда и Европейского союза в выделении экономической помощи Египту было давление на ХАМАС, с целью прекратить палестино-израильский конфликт. Интересно, что после трех дней ожесточенных столкновений в районе границы сектора Газа представители ХАМАС заявили о готовности прекратить боевые действия сразу после того, как власти Египта призвали к перемирию.
Следует отметить, что не только МВФ или Евросоюз соглашались выделять средства на спасение египетской экономики, а по сути на поддержку религиозного режима Мурси в обмен на определенные уступки с его стороны. Всемирный банк, США, Катар и Саудовская Аравия – каждый из вероятных доноров Египта оговаривал выделение финансовых средств дополнительными условиями, связывая Каир по рукам и ногам. Если Запад обещал инвестиции в обмен на посреднические услуги в зоне палестино-израильского конфликта, то арабские монархии готовы были дать деньги, если Каир поддержит их в вопросе вооруженного противостояния в Сирии.
В определенный момент египетские власти согласовывали свою внешнюю политику в соответствии с пожеланиями ключевых доноров. Поэтому Мурси, разделяя взгляды религиозных радикалов, призывающих разорвать отношения с Израилем, вынужден был сдерживать их. По большому счету прежний президент Египта оказался в ловушке. С одной стороны, ему было жизненно необходимо срочно доказать эффективность своей экономической и социально-политической программы, поскольку она являлась альтернативой прежней общественно-государственной стратегии развития. С другой стороны, сделать это можно было только благодаря внешней поддержке. Но она, как правило, обязывала его принимать те или иные непопулярные в обществе решения в области внутренней и внешней политики.
Очевидно, что для определенных общественных кругов такая зависимость руководства страны казалась неприемлемой. Репутация Египта ухудшалась. Еще вчера это государство считалось одним из влиятельных лидеров арабского мира. Каир восхищал или неприятно поражал арабскую улицу своей способностью самостоятельно формулировать повестку дня региональной политики. Он активно вмешивался в дела соседних государств – Йемена или Судана. Объединялся с Сирией в единое государство, провозглашал всеарабское единство, выступал против Запада. Вместе с тем, исходя из собственных тактических и стратегических интересов, он демонстративно шел на сближение с Израилем и подписывал с ним мирные договоры, несмотря на изоляцию в мусульманском мире и приостановление членства во влиятельных международных исламских организациях. Каир умел успешно маневрировать между США и СССР. Причем осуществлялся этот геополитический маневр в гораздо более сложных и жестких условиях холодной войны. Теперь же, при правлении Мурси Египет превращался из субъекта мировой политики в ее объект.
Естественно, на фоне неспособности команды Мурси быстро решить социально-экономические проблемы зависимость от внешних финансовых источников расценивалась как очередной провал внешней и внутренней политики религиозного режима. А его попытки обеспечить религиозным организациям доминирующее положение на политическом поле и желание управлять страной, не обращая внимания на интересы других групп населения – христиан-коптов, светских и либеральных сил, привело к возвращению армии.
Довольно спокойное отношение египетского общества к военному перевороту является свидетельством того, что власть военных ассоциировалась с порядком и стабильностью. Но для многих это было еще и символом того времени, когда Египет был мощной региональной державой, способной диктовать свою волю соседям. Неудивительно, что сегодня ас-Сисси делает акцент именно на этом аспекте. По его словам, Египту «необходимо возродить госаппарат, который сейчас страдает от своей немощи. Наша миссия состоит в том, чтобы восстановить суверенитет египетского государства и престиж нации. Я призываю всех тех, кому дорога родина, понять, что мы – в одной лодке. Построение будущего – это как договор между правителем и народом, однако ни один руководитель не сможет добиться успеха, если не будет работать вместе с этим народом». В своей речи 8 июня ас-Сисси прямо заявил, что Египет «вступает в этап всеобъемлющего возрождения как внутри страны, так и за ее пределами». Весьма примечательно, что новый глава государства пообещал вернуть стране «активную роль на региональном и международном уровне» в присутствии многочисленных зарубежных делегаций. На инаугурацию ас-Сисси приехали, в частности, короли Бахрейна и Иордании, эмир Кувейта, наследные принцы Саудовской Аравии и ОАЭ.
Очевидно, что выступления ас-Сисси были сигналами, направленными как на внутреннюю, так и на внешнюю аудиторию. Египет возвращается, и это должны признать все. Отсюда вполне логичен телефонный звонок ас-Сисси премьер-министру Израиля Б. Нетаньяху, в котором египетский президент заверил израильского премьера в «приверженности Каира мирному договору между двумя странами». Это тоже своего рода попытка «перезагрузить» двусторонние отношения, которые подпортились в последнее время.
Фактически ас-Сисси говорит собственному народу и международному сообществу, что Египет извлек самые важные выводы из «арабской весны», приведшей страну к многочисленным потрясениям. Урок заключается в том, что при ослаблении государства и политических институтов, обеспечивающих его выживание, всегда найдутся желающие внутри страны и за ее пределами использовать вновь открывшиеся обстоятельства в своих интересах. Вполне вероятно, что те, кто проголосовал за ас-Сисси, не только выступили за возвращение Египта во времена Мубарака. Скорее всего, это уже невозможно и к тому же не является целью генералитета, главным приоритетом которого будет восстановление экономики. Поэтому ас-Сисси демонстративно наказал Мубарака и его сыновей, приговорив к трем годам тюрьмы за растрату государственных средств и злоупотребление властью. Судя по всему, в конце мая египтяне голосовали за сильное государство, которое, по их мнению, сможет обеспечить стабильное поступательное развитие Египта и его общества и не позволит стране превратиться в игрушку в чужих геополитических играх.
Асхат Шукуров, журнал «Центр Азии»