Вы, наверно, никогда бы не подумали, что в Венеции могут водиться рукастые люди, но традиции дизайна и изготовления обуви в «Лагунном городе», оказывается, весьма стары. В 16-м веке, например, правительство Венеции ввело особый дресс-код для знаменитых венецианских куртизанок. Теперь они носили обувь на очень высокой платформе, причем настолько высокой, что ходить в ней по улочкам Венеции было невозможно. Вскоре, новые требования понравились женщинам благородного происхождения, придавшим дресс-коду престижа и модности.
Сегодня в Венеции есть три примы обувного ремесла — Джиованна, Даниела и Габриеле Все они используют традиционные методы и старинные техники для индивидуального пошива башмаков и ботинок. Их искусство — в умении поддержать баланс стиля и удобства. Спектр изготовляемой ими продукции обширен. Их кое-что объединяет: они вдохновляются творчеством маэстро Роландо Сегалина, скончавшегося в этом году в возрасте 82 лет.
Джиованна Занелла, работает на территории административного района Венеции Кастелло. Ее лавка (фото в начале статьи) привлекает внимание броской витриной с образцами обуви. Госпожа Занелла пошивает все виды обуви — цветистые современные и классические модели. Ее отец был мастером-стекольщиком. Она открыла свою лавку 20 лет назад. Шила сумки, шляпы и акссесуары. Последние 10 лет фокусируется на обуви.
“Я не очень хорошо рисую. Я визуально моделирую в голове, а руки знают как сделать” — говорит госпожа Занелли в своем интервью газете «Нью-Йорк Таймз». Когда только начинала — бегала за советом к дедушке Сегалину. “Я тащила свои поделки ему, а он показывал, где и что можно было бы улучшить.”
Сегодня к Джиованне ходят только те, кто хотят лучшего для себя любимых. Индивидуально подогнанные туфли мягко охватывают ступни, что очень нравится женщинам, составлящим 70% клиентуры. Цена одной пары, в среднем, составляет примерно 700 Евро для женщин и 900-1500 Евро для мужчин. Цена особой роли не играет, учитывая, что туфли становятся второй кожей.
Когда Даниела училась искусству живописи в Школе изящных искусств Венеции, она, один раз, обратила внимание на то, что всегда рисует только туфли. Инстинктивно она понимала, что сапожное дело было ее предназначением. Родители Даниелы владеют небольшой лавкой по продаже электро-товаров в Калле-дей-Фузери и хорошо знали господина Роландо Сегалина, разрешившего Даниеле учиться у него.В возрасте 18 лет, госпожа Геццо начала посещать ателье Сегалина, а в свободное от основного занятия время зарабатывала себе на карманные расходы работой официантки. Ко времени выхода господина Сегалина на пенсию, Даниеле исполнилось 24 года, и она чувствовала уверенность за будущее. У нее есть асситент, помогающий делать стежки и швы, иногда окантовки. Женщинам пара обуви от маэстро Даниелы обойдется в 700 Евро и в 800 Евро для мужчин. Ждать придется недель. “Конечно, у меня есть несколько любимых моделей, но я работаю на индивидуальный заказ. Когда я вижу готовую обувь, с совершенными линиями, в целом гармоничную визуально и в цветовом отношении…И это сделала я, своими руками. Это действительно удовлетворяет меня. Я начинаю колебаться, я ли это сделала.»
Третий мастер также училась с Сегалина. Она приезжала в Венецию в длительные учебно-практические туры и в 2003 г. осела и открыла свое ателье в административном районе Сан-Поло. Габриель Гмайнер родилась в Австрии, получила диплом инженера-технолога обуви в Лондоне и повышала квалификацию в Вене и Париже. Далее работала в мастерской Джона Лобба в Лондоне и фирме «Гермес» из Парижа.
Обувь от госпожи Гмайнер строится на одном принципе — длительная носка. Это, наверное, объясняет уклон к классическим элегантным формам, которые всегда превзойдут любую моду. Большинство клиентов ателье госпожи Гмайнер приезжают из зарубежа и платят авансом 1800 Евро за пару. “Думаю, что когда эти люди нанимают относительно молодого ремесленника, как я, они не просто роскошь покупают, а намеренно поддерживают существование древнего ремесленного искусства.”
В общем, мы запомнили. Мы туда еще вернемся. Не гламура ради, а чтобы ноги, хоть раз в жизни, обрели вторую кожу.