В этом году день рождения президента Казахстана Нурсултана Назарбаева совпал с другой датой – 25 лет с момента, когда он стал первым секретарем ЦК казахстанской компартии. Может быть еще более символично, что Назарбаев был избран на пост лидера республиканских коммунистов сразу после первого съезда народных депутатов СССР. Это был принципиально важный съезд для судьбы СССР, именно после него история этой гигантской империи стремительно покатилась к своему закату. Сравнительно небольшое число либерально настроенных делегатов из «Межрегиональной депутатской группы» при поддержке делегатов из Прибалтики смогли в информационной войне победить так называемое «агрессивно-послушное большинство», которое КПСС собирало из лояльных делегатов со всех концов необъятной страны. И это стало началом конца СССР.
Кстати, тогда либералы и прибалты чуть не «завалили» кандидатуру первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Геннадия Колбина, который планировался к избранию на должность председателя комитета народного контроля. Казахстанская делегация, которой уже фактически руководил Нурсултан Назарбаев, сделала все, чтобы Колбин все-таки был назначен на свой пост. Слишком тяжелые ассоциации в Казахстане были связаны с этим человеком, его назначением и последовавшими за этим трагическими декабрьскими событиями 1986 года. Поэтому его уход на должность союзного масштаба для тогда еще Казахской союзной социалистической республики означал возможность перевернуть страницу в недавней истории, снять напряжение в обществе.
В этот момент уже было очевидно, что кроме Назарбаева в тогдашней республиканской элите никто не справится с ювелирной по сложности задачей по выходу республики из труднейшей ситуации, созданной кадровым решением союзного центра в 1986 году. И это было консолидированное мнение большей части местной элиты, которая четко ощущала угрозу от возможной нестабильности в Казахстане со всем его многообразием и одновременно тяжелым наследством 1986 года. Особенно остро это ощущалось на фоне всех тех событий, которые в то время разворачивались на территории СССР. Процессы либерализации провоцировали в первую очередь возникновение межнациональных конфликтов.
Фактически речь шла о том, что будет с самой большой после России республикой СССР с многонациональным населением и сложным эмоциональным фоном от событий 1986 года. Сложность задачи требовала ответственного решения. Москва не могла себе позволить нестабильности в критически важной республике. Напомним, тогда СССР импортировал огромные объемы зерна и казахстанский хлеб имел стратегическое значение.
В этой ситуации решение о новом руководителе республиканской компартии Казахстана принималось исходя из оценки его возможностей. Например, в отношении некоторых наших соседей по Центральной Азии в середине 1980-ых годов решение принималось исходя из принципов лояльности союзному центру.
Например, так было с руководителем компартии Туркменистана Сапармурадом Ниязовым. Во-первых, он работал инструктором в ЦК КПСС в Москве. Во-вторых, у него была русская жена. В-третьих, он был сирота, родители погибли в Ашхабадском землетрясении. Значит, не был связан с местными кланами. Ниязова прислали в Ашхабад, чтобы он проводил политику центра и решил проблему наследства многолетнего лидера туркменской компартии Мухамедназара Гапурова. Похожие ситуации были в других республиках и это проявилось позже, в тех управленческих решениях, которые они принимали в момент распада СССР.
В Казахстане ситуация была другой. Лидером стал действительно лучший управленец, который опирался на консолидированное мнение республиканской элиты. Это обстоятельство лучше всего подтверждают развитие событий накануне и сразу после распада СССР. Москва была вынуждена согласиться с таким решением. У нее действительно не было выбора.
На съезде народных депутатов в мае-июне 1989 года будущий первый секретарь и республиканская элита не просто наблюдали за происходящим со стороны. Они вырабатывали свое отношение к политической либерализации. В конечном итоге именно тогда скорее всего и проводилась работа над чужими ошибками – союзного центра и некоторых республик с их поэтами и писателями, которые потом на волне либерализации пришли к власти. Мы хорошо знаем, что было дальше в Грузии, Молдавии, Азербайджане, Таджикистане.
У нас тоже были в 1989 году свои поэты, которые активно участвовали в том историческом съезде, и они тоже увлекались политикой. Они это делают до сих пор, но больше продолжают заниматься своим творчеством и, наверное, это правильно. Для Казахстана же важно, что тот выбор, который был сделан 25 лет назад, дал стране политика с Большой буквы, который до сих пор очень тонко ведет наш корабль через бурные воды мировой политики. При этом при каждом маневре, которые неизбежны в таком сложном окружении и скольких вызовах и рисках во внешней и внутренней политике, страна не только не теряет, она находит все новые возможности.
Когда-то в бывшем СССР на телевидении была передача «Очевидное и невероятное» и у нее был слоган из стихов великого русского поэта Александра Пушкина – «И опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг». Опыт бесценен как для политика, так и для жизни обычных людей, а все остальное это судьба. И здесь Казахстану повезло тогда, везет и сейчас. Потому что умение маневрировать и находить «золотую середину» в любой тактической ситуации остается фирменным стилем Первого Президента. Его опыт сегодня, может быть, как никогда, нужен стране и обществу.
Султан Акимбеков