Если чиновники ослабят хватку, наша экономика перестанет быть «паразитирующей». Пока же самые успешные бизнесмены у нас — чиновники: собирают налоги, заводят деньги в бюджет, а потом получают финансирование из бюджета на свой пристроенный бизнес. И это вызывает обеспокоенность даже у президента.
Об этом рассказывает Рахман Алшанов, доктор экономических наук, профессор, академик, ректор университета «Туран», президент Ассоциации вузов РК:
— Наша экономики сейчас меняется, отходит от прежней, ориентированной на банки. Постоянных моделей быть не может, на каждом этапе развития ставятся те или иные задачи. В начале нужно было укреплять финансовую систему, теперь эта система, в принципе, не может быть ориентиром. Весь мир движется на свет науки, и мы не можем стоять в стороне. При этом, мы не можем быть финансовым центром. Хотели бы, конечно, предпринимали усилия и даже сейчас ставятся такие задачи. Но тем не менее, понятно, что это — задача долговременного развития. Если бы мы были каким-нибудь маленьким государством в офшорной зоне, тогда можно было бы опираться только на банковскую систему. Но наша страна таковой не является. Кормить страну, обеспечивать конкурентоспособность можно только с помощью инновационной экономики.
Экономика Казахстана основана на сырье, и естественно, мы привлекали деньги в сырьевой сектор. При таких условиях в любой стране, первым делом, будет развиваться торговый капитал. Это — первый этап. Дальше должны идти производственники. Накопления первого этапа должны способствовать появлению национального капитала и финансированию проектов. Что и произошло. Сейчас многие вкладывают в строительство, покупают по 10 квартир. Кто-то строит кафе и рестораны, это говорит о том, что национальный капитал развивается. Однако он почти не привлекает кредиты из банковской сферы, которая сосредоточена на потребительском кредитовании — кредиты на приобретение машин, холодильников, квартир и т. д. Возможно так и должно быть на данном этапе. Ведь у нас нет рынка ценных бумаг, вследствие чего национальный капитал и рыночная экономика находятся на стадии становления, не все структуры созданы, не все еще могут быть конкурентоспособными.
— Другая проблема Казахстана — экономическая безграмотность. Как вы думаете, почему такие маленькие страны как Австрия, Голландия, Бельгия стоят в рейтинге выше нас?! Там просто уровень экономической культуры выше. А мы продолжаем рассуждать категориями «спекулятивной экономики». Наши базары — настоящая офшорная зона. Это контрабанда из Китая, из Кыргызстана, это контрафактная продукция, заниженные цены, там не платят налоги. Настоящая черная дыра национальной экономики. Если мы хотим цивилизованной экономики, мы должны отходить от этого. А для этого нужно снизить налоговый пресс. По количеству проверяющих органов Казахстан занимает одно из первых мест в мире, думаю, стоит сократить их количество.
Сегодня многие «сидят» на бюджетных деньгах. Так создалась, мягко говоря, «паразитирующая экономика», в которой чиновники на своих местах пытаются оторвать кусок от государственного пирога — госзаказы, различные государственные программы. Ведь они не берут кредиты в банках на развитие собственного бизнеса, а собирают деньги у предпринимателей через налоги в государственный бюджет, потом их распределяют, и уже оттуда отрезают себе хороший кусок. Поэтому бюджет все время недосчитывается сотен млрд тг. Государственная экономика, которая кормит чиновников, стала выгодной. Посмотрите, уже 5-й вариант закона о госзакупках, и каждый раз закон имеет дыры, потому что схватились мертвой хваткой и никак не хотят отпустить. В стране нужно менять условия, нужно рубить узлы, которые накопились.
— А в связи со сменой системы банковский и промышленный секторы не пострадают?
— Смена экономической системы не означает, что мы должны снизить внимание к банковской сфере. Она была и остается необходимой. На сегодняшний день здесь есть инвестиционный потенциал. Однако есть и свои «но». Банки собирают депозиты у населения, а потом этому же населению дают кредиты, но уже под проценты. Таким образом, поддерживается уровень инфляции в стране. А по идее, банки должны способствовать снижению ее уровня. Помимо этого, банковский сектор не помогает предприятиям. По сути, он обслуживает сектор сферы услуг, торговли, и это, конечно, тоже нужно, но не является двигателем нашей экономики. Бизнесмены вкладывают 90% заработанных денег сами в себя. А по идее, государство могло бы создать страховой межтрастовый фонд- такое страхование инвестиций, например, промышленного сектора. И давать предприятиям кредиты, так называемые «длинные» деньги, на 5-10 лет. Но здесь встает вопрос о стоимости этих денег. Инфляция на сегодняшний день составляет 4-5%. А банковский процент — 11-12%, более чем в 2 раза перекрывает инфляцию. Банки должны умерить свои аппетиты. Вообще, такое впечатление, что у них сговор. С другой стороны, во многих странах это было и считается, что высокий уровень инфляции стимулирует развитие бизнеса. Но все равно, я считаю, нам нужно переходить на качественно новый уровень экономики. Смотрите, если у машиностроения сегодня рентабельность 4-5%, а вы берете кредит под 12-15%, кому это нужно? Любое предприятие разорится. Пока участие банков в экономической системе заключается в том, чтобы перехватить государственные деньги, накрутить свой процент и обеспечить себе существование. Двигаться вперед ничего не будет.
Хотя сейчас государство проинвестировало предприятия через банки на триллионы тенге. То есть теперь банки должны взять на себя функцию инвестиционных центров. Вообще, в связи с инновационными ориентировками экономики, они тоже должны работать на страну, быть частью инвестиционной программы. Но такой активности пока не проявляют, а жаль.
— Так или иначе та система, которая существовала раньше, вывела Казахстан на первое место в регионе. Сможет ли новая система работать также четко уже сейчас? Или ей нужно время?
— Вот вы посадили дерево и ждете от него плодов так скоро, будто вы посадили помидор. Так не бывает. Процесс идет и результаты есть. Конечно, правительство хочет идти уже дальше, но пока это невозможно. Но если говорить об отдачи инноваций с предприятий, то их пока не так много. Идеальный вариант — государственно-частное партнерство. Государство должно развивать и сразу отдавать. Почему отдавать? Не секрет, что в большинстве случаев государство плохой менеджер. У нас только откаты 40%. Это означает, что ни один проект не может быть рентабельным. Конечно, все начинают искать пути, ослаблять качество, продукция ухудшается. И в итоге ничего не работает. И не потому, что плохо построили или это нерентабельно, а просто потому, что украли с самого начала.
Вот президент спрашивает: «Где результаты индустриально-инновационной программы?». В нее уже вложили огромные деньги. И по идее, за это время потенциал страны, производства и т. д. должен был повыситься в 1,5 — 2 раза, а они практически на том же уровне. Обеспокоенность Назарбаева вполне очевидна: «а не происходит ли здесь раздробление накопленных капиталов?». Капитал должен работать. Капитал, который не работает — это потери национальной экономики. Поэтому во всей сфере настал период смены. Мы по-прежнему жить уже не можем. На нефтяных тиражах, как на дрожжах, мы уже выросли. Но надо искать смену. Сейчас прибыль нефтегазового сектора приближается к 5-8 трлн тенге. Пищевая промышленность приближается к показателю 800 — 900 млрд тг. Это те сферы, на которые нужно опираться и которые нужно подтягивать и поддерживать. Поэтому теперь банковская сфера скромно займет свое место. Она должна просто обслуживать население. А если люди хотят зарабатывать деньги, тогда нужно вкладываться в ценные бумаги, поддерживать предприятия. Нам сейчас надо развивать рынок ценных бумаг. Активизировать его, сделать цивилизованным. В общем, здесь стоит большая задача.