Правительство Казахстана не устает заявлять об успехах в экономике. Вот и теперь, 1 июля на брифинге в Астане министр сельского хозяйства Казахстана Асылжан Мамытбеков заявил, что в этом году республика должна экспортировать около 10 тысяч тонн говядины по сравнению с более 1 346 тоннами в прошлом году. Однако рапортуя об успехах, глава аграрного ведомства «забыл» упомянуть о том, что если в 2008 году Казахстан импортировал 156,4 тысячи тонн мяса глубокой заморозки, то в 2010 году – 202 тысячи тонн, а в 2013 уже 210 тысяч тонн.
При этом пригляда за монополистами-перекупщиками со стороны государства нет и, если верить выкладкам Таможенного комитета Минфина РК, то мясо после пересечения нашей границы заметно дорожает. Так, стоимость курицы повышается в среднем на четверть, говядины– почти вдвое. Мясная продукция завозится из Беларуси, России, Китая, Аргентины, Австралии, Бразилии, Канады. Уже много лет подряд аналитиками отмечается, что Казахстан в сфере продовольственной безопасности не способен обеспечивать себя на все 100% ничем, кроме пшеницы. Каким образом в такой ситуации будет реализован правительственный план, согласно которому к 2016 году экспорт мяса из Казахстана достигнет 60 тысяч тонн?
По мнению специалистов, высокий рост импорта мяса в Казахстане стал следствием искусственного разрушения хозяйственной инфраструктуры. Вместо того, чтобы, сохраняя крупнотоварное производство, трансформировать колхозы и совхозы в акционерные общества, их начали дробить до уровня личных подворий.
Сегодня в таких хозяйствах, где нет ни технологий производства, ни качества продукции, сосредоточено около 80% имеющегося поголовья скота. Результатом такого «реформирования» стало резкое сокращение поголовья. По сравнению с показателями 1990 года в 2014 году поголовье крупного рогатого скота сократилось на 59%, овец и коз стало меньше на 49%, птицы — на 57%. Былая слава Казахстана, когда в союзный фонд отгружалось 330 тысяч тонн мяса в убойном весе, канула в Лету.
По данным Агентства РК по статистике, в стране ежегодно производится около 1 млн тонн мяса (из которых мясо крупного рогатого скота составляет около 400 тыс. тонн). Вроде бы должно хватать. Но не хватает. Дело в том, что в статистике приводится убойный вес. А в туше выход мяса составляет от силы половину. Получается, что в стране производится всего около 500 тысяч тонн мяса в год.
Понятно, что с такими показателями не закрываются даже потребности собственного рынка. Тем не менее, власти не склонны «драматизировать ситуацию» и без устали утверждают новые программы и стратегии развития отрасли. Причем, вместо обеспечения мясом внутреннего рынка, правительство озабочено исключительно всемерным наращиванием его экспорта.
Однако на пути эффективного развития животноводства в Казахстане стоит много нерешенных проблем: концентрация поголовья в мелкой частной собственности, неудовлетворительное ветеринарное обслуживание, низкая продуктивность скота, ставшие системными трудности в кормопроизводстве. Поэтому трудно предсказать сроки, в которые Казахстану удастся обеспечить себя мясной продукцией собственного изготовления.
В 2013 году производство мяса по сравнению с 2012 годом увеличилось всего на 1%! Но может ли быть иначе, если численность крупного рогатого скота выросла по сравнению с 2012 годом на 1,2%, лошадей — на 1%, птицы — на 2,8%, а поголовье овец и коз сократилось на 0,6%, свиней — на 10,5%. С такими темпами роста в ближайшие 8-10 лет Казахстан обречен импортировать мясную продукцию.
По расчетам специалистов, для ежегодного производства 60 тысяч тонн мяса необходимо держать на откорме 300 тысяч голов скота, для чего нужно иметь 500 тысяч маточного поголовья. Однако, во-первых, завезти такое же количество племенного скота (ангус, герефорд, шароле) из Канады, США, Австрии, как и получить самостоятельно, улучшая генетику отечественного скота за короткий срок нереально. Тем более, что хорошая «национальная» мясная порода – казахская белоголовая — регрессирует, сейчас числится всего около 76 тыс. голов.
Во-вторых, к примеру, в 2011 году субсидии выделялись только тем субъектам АПК, которые имели в наличии свыше 300 голов КРС. А их по республике насчитывалось не более 100 из 17000 сельхозформирований, занимающихся разведением КРС.
В-третьих, потребности страны не покрываются ни по одному из видов кормов. В частности, практически не производятся такие ценные корма, как сенаж, зерносенаж, кормовая свекла. Четвертая часть пастбищ пришла в негодность и продолжает деградировать, но чиновники эту проблему упорно не замечают. Для них идеей фикс стало строительство дорогостоящих откормочных площадок для скота.
По информации Минсельхоза, «в рамках проекта «Развитие экспортного потенциала мяса крупного рогатого скота» на 2014–2015 годы запланировано строительство откормочных площадок на 70 тысяч голов. За счет средств АО «НУХ «КазАгро» предусмотрено финансирование откормочных площадок на три тысячи голов. На сегодняшний день введены в эксплуатацию 10 откормочных площадок на 4,3 тысячи голов». Но содержание племенных животных требует обеспечения их качественными, сбалансированными кормами, строгого соблюдения технологии кормления. А с этим большие проблемы.
До тех пор, пока министерство сельского хозяйства будет решать лишь стратегические задачи, акиматы заниматься преимущественно социальной сферой жизни, а выработка реально и эффективно действующих механизмов финансирования и взаимосвязи между отраслевыми фермерскими хозяйствами будет по-прежнему находиться вне поля зрения государства, все планы развития животноводства будут бесплодными попытками угнаться за миражами.