Во всем мире крупнейшие нефтяные компании из США и Европы сворачивают длившийся целое десятилетие «фейерверк расходов» на разведку и добычу нефти из самых климатически неблагоприятных участков планеты.
Почему? Рост расходов настолько стремителен, что обгоняет прогнозируемый рост цен на энергосырье.
Такие компании как «Тоталь» или «Шеврон» готовы придержать или отложить реализацию дорогих мегапроектов. Они откладывают инвестиционные решения или же уменьшают свое участие в проектах, которые они считают слишком рискованными.
На сегодняшний день наблюдается «тектонический» сдвиг в сознании крупных нефтяных компаний, ранее стремившихся любой ценой обеспечить непрерывный рост добычи и ресурсной базы.
— Конечно, мы уже наблюдаем некий отток в реализации таких проектов, — сказал Иэйн Пайл, аналитик инвестиционного рынка в компании «Сэнфорд С. Бернстайн энд Компани» из Лондона. — Думаю, сегодня отсрочки происходят не из-за проблем при реализации проектов или неких производственных затруднений, а потому что компании не одобряют проекты за их избыточную дороговизну. В результате этого, уровень добычи может быть ниже, чем ожидается. Выход из ситуации, устраивающий инвесторов — контроль капитальных затрат и улучшение потоков наличности.
За последние три года французская компания «Тоталь» понесла самые значительные расходы в своей истории на бурение в труднодоступных местах. Теперь компания, также как и ее коллеги — нефтяные гиганты «Ройял Датч Шелл» и «Би-Пи», борется за сокращение расходов и поиск новых инвестиционных подходов.
Старший исполнительный сотрудник «Тоталь» Кристоф де Маржери сказал следующее во время одной из последних встреч с журналистами: «Нам надо сократить расходы, поскольку мы не можем надеяться на рост цен на нефть и газ». При этом, он предупредил, что некоторые проекты будут отложены или свернуты, если по ним не получится обеспечить реального сокращения расходов.
В мае, объявляя миру о новой стратегии контроля затрат и расходов, компания «Тоталь» сообщила о продаже своей миноритарной доли участия в проекте «Шах-Дениз-2» в азербайджанском секторе Каспия. Ранее, в апреле, «Тоталь» объявила о сокращении некоторых программ в Анголе.
Аналитики говорят, что крупные нефтяные компании опомнились и теперь пытаются исправить ошибки от чрезмерной уверенности в том, что цены на нефть и газ будут непрерывно расти, что и завело их в тупик при разработке некоторых проектов, сопряженных с высокими рисками.
Хорошим примером является Кашаган, гигантское месторождение углеводородов, открытое в 90-х годах прошлого столетия и разрабатываемое консорциумом из нескольких крупных компаний. Проект сопряжен с неимоверным количеством трудностей и отстает от графика реализации на несколько лет. Налицо перерасход средств, вдобавок к этому остановка промысла из-за утечек сероводорода из трубопроводов, поврежденных коррозией.
— Не знаю, станет ли Кашаган сугубо убыточным проектом, но риск этого существует, — сказал Пьер Терциан, глава французской консалтинговой и новостной компании «Петростратеджиз».
— Объем инвестиций на один баррель кашаганской нефти в пять раз выше, чем расходы на добычу в Ираке или Саудовской Аравии, — сказал г-н Терциан. — Компании осознали опасность оказаться в ловушке дорогого проекта, если цены на нефть и газ упадут.
Тем не менее, Международное энергетическое агентство, межправительственный орган в Париже, координирующий национальные стратегии энергетической безопасности, в своем отчете за июнь 2014 года написало, что нефтяным компаниям следовало бы вкладывать средства в увеличение объемов добычи, особенно на Ближнем Востоке, чтобы избежать недостатка предложения и скатывания рынков в условия волатильности.
Аналитики компании «Сэнфорд С. Бернстайн энд Компани» сказали, что цены на нефть в среднесрочной перспективе будут стабильны, но добавили, что в долгосрочной перспективе возможен более скорый рост расходов, чем рост цен на нефть и газ. Согласно их прогнозов, цены на нефть вырастут со 110 долларов США за баррель сейчас до среднего уровня в 132 доллара США за баррель в 2018 году.
Начиная с 2011 г., расходы на сервисные услуги росли по 7-8% в год, но при этом стабилизировалась цена на нефть. Потому что территории, на которых реализуются нефтяные мегапроекты, труднодоступны, суровы климатически и требуют высококвалифицированного персонала.
Некоторые представители руководства крупных компаний жалуются, что недавняя ценовая инфляция в нефтяной индустрии только частично может быть отнесена на счет технических трудностей и экстремальных условий разведки и добычи.
Арно Брийяк, глава управления разведки и добычи компании «Тоталь» заявил, что счета от сервисных компаний «за последние три года были несоразмерно выше того, что мы бы назвали нормальным».
Он предупредил, что «если высокие уровни расходов заставят мир отказаться или отложить разработку некоторых крупных проектов, нефть с них не поступит на рынок еще лет 10. Цена на нефть вырастет, что может быть фактором, подрывающим мировую экономику.»
Точка зрения крупных компаний не совсем совпадает с позицией сервисных компаний, жалующихся на отсутствие роста доходов. Они говорят, что корень проблемы в плохих инвестиционных решениях, принимаемых крупными игроками рынка.
— Когда смотрю на нашу индустрию, не думаю, что сегодня она зарабатывает больше денег, чем три с половиной или 10 лет назад, — сказал Джулиан Уолдрон, старший финансист крупнейшей французской нефтесервисной компании «Текнип». — Эпоха легко разведываемой, легко добываемой и легко перерабатываемой нефти из неглубоко залегающих, несложных технически горизонтов в офшорной зоне прошла. Кашаган, куда крупные компании вложили очень много денег и где вложения не поддерживались за счет добычи, стал примером того, чего не надо было делать, — сказал господин Уолдрон, добавив: — Не был ли Кашаган безумной затеей? Может быть, наши клиенты (крупные компании) найдут способы поскорее заработать на добыче первой нефти. Для этого они будут наращивать свои инвестиции в проекты в течение всего срока эксплуатации месторождений.
В свою очередь господин Терциан из компании «Петростратеджиз» сказал следующее:
— Перспективы высоких цен за счет дорогих в разработке месторождений… Кому-то это понравится. Не в самую последнюю очередь странам ОПЕК, добывающим, кажется, одну треть всей нефти мира. ОПЕК все надежды связывает с высокой стоимостью добычи, поскольку уже не знает, как поддержать цены.