Тройка крупнейших европейских нефтегазовых компаний может утерять выгоду на 1,5 миллиарда долларов США в результате отсрочки реализации 50-миллиардного проекта Кашаган в Каспийском море — проекта, постоянно терзаемого различными отсрочками, приостановками и излишними финансовыми тратами .
Morgan Stanley, знаменитая банковская группа, сообщила, что сократила прогнозные показатели чистой прибыли компаний ENI, Total и Royal Dutch на 2016 г. Каждая из перечисленных трех компаний владеет равнозначными долями в проекте «Кашаган», по 16,8% или по 500 миллионов долларов на каждую.
Согласно прогнозов банка, в 2106 г., чистая прибыль составит 6% для ENI, 3% для Total и 2% для Shell.
Отсрочки в реализации «Кашагана» происходят в тот момент, когда европейские нефтяные гиганты переживают чувствительный период подготовки к сдаче налоговой отчетности за второй квартал текущего года. Недавно компании потратили очень много средств на форсирование роста и развития проекта и теперь на них давят инвесторы, требующие выравнивания финансовых балансов.
Прошлогодний денежный поток всех трех компаний не покрыл капитальных затрат и не дал дивидендов, что вызвало у акционеров компаний естественную озабоченность за способность компаний обеспечить стабильность дивидендных выплат.
Практически все они сегодня поддерживают идею сдерживания трат и обеспечения большего потока наличности, но отсрочки в реализации проекта «Кашаган» ставят палки в колеса данному процессу.
“Раньше мы предполагали, что в 2016 г. Кашаган добавит по 800 миллионов долларов к потокам наличности всех трех европейских гигантов” — сказал Мартийен Ратс, аналитик европейского нефтяного рынка банковской группы Morgan Stanley. Сегодня эта цифра равна нулю.
— Очевидно, что любая отсрочка не будет способствовать пополнению и поддерживанию потока наличности, — добавил господин Ратс.
В 2000-м году, когда произошло кашаганское коммерческое открытие в казахстанском секторе Каспийского моря, это стало крупнейшим открытием углеводородов за предшествовавшие 30 лет. Предполагалось, что крупнейшее месторождение углеводородов за пределами Ближнего Востока начнет промышленную эксплуатацию через пять лет. Но проект натолкнулся на неимоверное количество технических проблем и теперь на совершенно неопределенное время отстает от графика реализации.
Добыча на Кашагане, если рассказывать кратко, началась в сентябре 2013 г. Через 13 дней из-за утечек газа из промысловых трубопроводов, соединяющих морские объекты добычи с сушей, все остановилось.
Расследование выявило проблемы в сварных швах на трубопроводах и связало это с «растрескиванием под действием напряжений в сульфидосодержащей среде», или особой формой коррозии, вызываемой сероводородом, смертельно опасным газом, которым богата кашаганская нефть.
Газовая нитка промысловых трубопроводов, пострадавших от коррозии будет полностью заменена, также, как и нефтяная нитка, что задержит начало промышленной эксплуатации еще года на два.
В дополнение к трем европейским компаниям, другими партнерами по проекту «Кашаган» являются КазМунайГаз, национальная нефтегазовая компания Казахстана и ExxonMobil (США), каждая из которых владеет 16,8% в проекте, а также «CNPC » (КНР) с 8,33% и «Inpex» (Япония) с 7,6%.
Кроме того, мало было Европе кашаганских проблем, так еще ее нефтяные компании крупно пострадали от событий в Ливии, где насилие и военные действия ударили, в первую очередь по нефтедобыче. Также в связи с общей нестабильной ситуацией в мире с нефтедобычей, аналитики ожидают, что компании Eni (Италия), Total (Франция), Repsol (Испания) и OMV (Австрия), в своей отчетности за второй квартал текущего года, сообщат о низких уровнях добычи и прибылей, по большей части в связи с образованием целого пояса нестабильности в Северной Африке.
Ги Шазан, по материалам Financial Times