Заявка Осло на проведение зимних Олимпийских игр 2022 года не пользуется широкой поддержкой среди жителей Норвегии. Несмотря на успех норвежской сборной на Играх в Сочи, где она завоевала 26 наград, уступив по общему числу медалей лишь россиянам, а также огромную популярность зимних видов спорта среди простых норвежцев, более 60 процентов жителей королевства являются противниками идеи Игр в Осло и лишь 35 процентов ее поддерживают, сообщает ИТАР-ТАСС.
Напомним, в понедельник норвежский Осло, казахстанский Алматы и китайский Пекин (с горным кластером в Чжанцзякоу) были официально объявлены кандидатами на проведение зимних Олимпийских игр 2022 года.
«Сейчас наша главная задача — изменить отношение общества к проекту проведения Олимпиады в Норвегии, — приводит издание Aftenposten президента Олимпийского комитета Норвегии Бёрре Ругнлиена. — Мы должны продвигать положительный образ Игр и делать упор на то, что Олимпиада принесет дополнительные прибыли норвежскому бизнесу».
Проектный бюджет Игр в Осло по нынешним временам достаточно скромен, он составляет 38 млрд норвежских крон (6,23 млрд долларов по текущему курсу), причем государство должно будет внести лишь немногим больше половины данной суммы — 3,5 млрд долларов. Тем не менее, именно значительные бюджетные расходы, связанные с проведением Игр, являются причиной скептического отношения как простых норвежцев, так и многих политиков королевства, к амбициозному проекту. Как заявляют противники проведения Олимпиады в Осло, в ходе подготовки едва ли не всех Игр за последние 30 лет их итоговый бюджет оказывался существенно выше заложенного изначально, и едва ли Олимпиада-2022 станет исключением. Похожие соображения ранее обусловили отказ Барселоны, Давоса, Кракова, Мюнхена и Стокгольма от продолжения борьбы за право проведения Игр-2022. В норвежском олимпийском комитете, впрочем, отмечают, что составленный бюджет будущих Игр дважды проходил тщательную экспертную оценку и был признан реалистичным. Норвежские спортивные чиновники также указывают на то, что в целях сокращения затрат для проведения соревнований по горнолыжному и санному спорту будут использоваться трассы в Лиллехаммере, где проходили Игры 1994 года.
«Заявка Пекина предполагает использование горного кластера в Чжанцзякоу, а соответственно и дорогостоящее строительство новой инфраструктуры, — заявила норвежским журналистам глава заявочного комитета Осло-2022 Эли Гримсбю. — В Алматы масштабы планируемого строительства еще больше. В этом Осло достаточно сильно отличается от городов-соперников, так как по большей части мы намерены использовать уже существующие спортивные объекты и инфраструктуру. К сожалению, наши заявки отличаются еще и тем, что правительства Казахстана и КНР активно поддерживают проведение Игр в своих странах, нам же, напротив, приходится бороться со скепсисом норвежских властей».
Дальнейшая судьба олимпийской заявки Осло должна будет решиться осенью этого года. Именно тогда правительство королевства рассмотрит вопрос о предоставлении гарантий покрытия всех расходов, связанных с проведением Олимпиады. Наличие таких гарантий входит в список обязательных требований Международного олимпийского комитета (МОК) к будущим столицам Олимпийских игр. Премьер-министр страны фьордов и лидер норвежским консерваторов Эрна Сульберг ранее отмечала, что ее партия пока что не приняла окончательного решения по данному вопросу. Тем не менее, Партия прогресса (ПП), которая вместе с консерваторами в прошлом году сформировала коалиционное правительство, в мае официально приняла решение не поддерживать олимпийский проект. Противником проведения Игр в Осло является и руководительницы ПП Сив Енсен, занимающая пост министра финансов страны.
При всем этом, МОК признал заявку Осло самой сильной из трех. Норвежская столица набрала больше баллов, чем конкуренты, в 11 из 14 категорий, по которым оцениваются города-кандидаты. В таких категориях, как «контроль за применением допинга» и «опыт проведения масштабных спортивных событий», норвежская столица получила максимальное число баллов, однако уступила соперникам по таким показателям как «гостиницы», «финансирование» и «государственная поддержка».
На то, чтобы привлечь общественное мнение, и, главное, норвежских парламентариев на свою сторону, у заявочного комитета норвежской столицы остается уже не так много времени. Вопрос о финансовых гарантиях должен быть окончательно решен до января 2015 года, когда в МОК должны быть поданы финальные версии заявок. Город-победитель будет определен 31 июля того же года на 127-й сессии МОК, которая пройдет в столице Малайзии Куала-Лумпуре.