Казахстан может стать спонсором экстремизма, просто повышая акцизы на табак, если вместо здравого смысла и объективного анализа рынка, будет руководствоваться эмоциями. Никто не спорит с тем, что курение вредно и с ним необходимо бороться. Но делать это нужно системно и последовательно, на общегосударственном уровне, тщательно анализируя все предлагаемые меры и их последствия. Иначе, вслед за разного рода лоббистами, можно слишком далеко зайти.
— Контрабанда табачных изделий весьма прибыльна и потому все шире распространяется в разных странах, – комментирует ситуацию с повышением акцизов Дебора Арнотт, исполнительный директор европейской благотворительной организации «Действия в сфере борьбы с курением и здравоохранения». – Поэтому правительство каждой страны должно взвешенно относиться к мерам, регулирующим оборот табачных изделий. Нельзя допускать, чтобы рынок уходил «в тень». Способствуя росту теневого сигаретного бизнеса на своей собственной территории, мы всегда должны помнить, что он помогает финансировать глобальный терроризм и конфликты, что этот бизнес способствует росту коррупции, и потому остается ключевым источником доходов для некоторых самых репрессивных режимов в мире.
По данным американского «Бюро по контролю за оборотом алкоголя, табака, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ», только в 1999-2004 годах сепаратистская организация «Ирландская республиканская армия» выручила свыше 100 млн долларов от контрабанды сигарет в Северную Ирландию. А ливанская экстремистская организация «Хезболлах» с успехом проворачивала контрабандную деятельность в США, переправляя сигареты из Северной Каролины с низкими налогами на табак в штат Мичиган, где установлен более высокий акцизный сбор, и таким образом тоже смогла заработать сотни миллионов долларов.
На протяжение многих лет Мохтар Бельмохтар был не более чем сноской в докладах разведывательных служб на тему растущих и крепнущих исламистских групп в Африке в районе Сахары. Человек, чей вдохновленный «Аль-Каидой» батальон «Те, кто подписываются кровью» возглавил атаку на алжирский газоперерабатывающий завод в Ин-Аменас, приведшую к гибели, по меньшей мере, 38 человек, считался относительно маловажной фигурой в политической системе обширного региона. Однако Бельмохтар, который, прежде чем стать главарем «Аль-Каиды» в странах исламского Магриба (АКИМ) в Мали, воевал за моджахедов в Афганистане и за «Вооруженную исламскую группу» в алжирской гражданской войне, оказался очень амбициозным человеком.
В 2003 году он спланировал похищение 32 европейских туристов, за которых сумел получить выкуп. Эти деньги обеспечили ему первоначальный капитал, необходимый для развития сложного торгового дела по всей северной Африке в районе Сахары, вдоль древнего Соляного пути длиной в 2000 миль. В свое время Соляной путь использовался туарегами для перевозки грузов от западного побережья континента до Тимбукту в Мали, а затем – через Нигер на юг Алжира, откуда открывался путь к Средиземноморью. Но в отличие от туарегов, которые зарабатывали торговлей солью, золотом и шелком, Бельмохтар, получив тесную связь с этим племенем посредством браков с дочерьми из наиболее видных семей, сделал свое состояние на другом товаре: контрабандных сигаретах. Объем его торговли был настолько велик, что он заслужил прозвище Мистер Мальборо.
— Бельмохтар не был важной фигурой в АКИМ, достаточно сильно отличаясь от представителей «Аль-Каиды» и самого Бен Ладена, – отмечает Мортен Беос, старший научный сотрудник Университета Осло и редактор книги «Африканские партизаны: ярость против машины». – В целом он известен как прагматичный человек, который более заинтересован в наживе, чем в джихаде. Да и не только спецслужбы обратили внимание на источник процветания африканских террористов.
Общий оборот незаконной торговли табаком в Северной Африке, по оценкам, превышает 1 млрд. долларов. Контрафакт занимает весьма значительную долю рынка на континенте. По оценке управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), всего африканцы выкуривают порядка 400 миллиардов сигарет в год, из которых 60 миллиардов приобретаются на «черном рынке». При этом пять североафриканских стран – Алжир, Египет, Ливия, Марокко и Тунис – потребляют 44% всех сигарет в Африке, соответственно и местный «черный рынок» значительно больше.
Попытки властей контролировать поток контрабанды в эти страны привели к войне за сферы влияния, в которой Бельмохтар и другие группировки АКИМ конкурируют между собой, а также с племенами туарегов, коррумпированной армией и госчиновниками. Откуда же все это поступает сюда? Часть сигарет, перемещаемых через Соляной путь в районе Сахары, является подделкой китайского и вьетнамского производства. Но большинство – продукт с Ближнего Востока, поставляемый через множество стран посредством сложной сети посредников и компаний, многие из которых зарегистрированы в офшорных зонах. Сигареты часто попадают в Западную Африку через Гану, Бенин и Того. Второй маршрут – через Гвинею, где предложение, по данным УНП ООН, существенно превышает спрос в стране. Затем контрабандные сигареты перевозят в Мали по дорогам или на лодках через реку Нигер. Третьим пунктом распределения – для Сенегала, Марокко и Алжира – является Мавритания. В каждом случае Мистер Мальборо и АКИМ срывают большой куш, либо собирая «налог» за безопасное перемещение сигарет по Соляному пути, либо помогая перевозить их внедорожниками, грузовиками, мотоциклами или даже велосипедами.
Контрабандные товары – это зачастую не западные бренды премиум-класса, как например Marlboro, а менее престижные и более дешевые марки, которые табачные гиганты стремятся внедрить в развивающиеся страны, как способ закрепиться на их рынках. Мафия нередко использует здесь те же сети распространения. Однако стоит отметить, что поддельные сигареты остаются наиболее прибыльной и наименее рискованной формой контрабанды. Как заявила консорциуму ICIJ криминолог университета Джорджа Мейсона в Вашингтоне Луиза Шелли, «никто не придает контрабанде сигарет серьезного значения, поэтому правоохранительные органы и не тратят больших ресурсов на то, чтобы ее раскрыть».
Это отчасти объясняет, почему террористические группы активно занимаются незаконной торговлей табаком по всему миру.
В пользу привлекательности западного рынка для табачных воротил вроде Мистера Мальборо свидетельствуют и данные спецслужб. Специалисты разведывательных служб заявили газете Observer, что проталкивание контрабандных сигарет в северную Африку дает низкую маржу прибыли от незаконного оборота сигарет. Достойную выручку, по их словам, можно получить, поставляя продукцию известных марок обратно в Европу.
Продолжение следует