Казахстанская экономика вряд ли выдержит новых участников Таможенного союза. Количественное увеличение стран-участниц интеграционного регионального проекта вряд ли принесет позитивные результаты для республики. А расширение блока без предъявления к желающим экономических требований — глупо, говорит казахстанский политолог Досым Сатпаев.
Напомним, накануне Кыргызстан попросил финансовой помощи в размере 177 млн долл. для адаптации к условиям Таможенного союза. Причем на безвозмездной основе. Армения денег пока не просила, однако Путин уже пообещал вложить около 450 тыс. долларов в развитие железнодороджной сети
— Сейчас некоторые страны СНГ высказывают желание вступить в Таможенный союз, с чем связана такая популярность?
— Большой популярности ТС среди стран СНГ на самом деле нет. Здесь сформировалось два лагеря -противников и сторонников, и по количеству они практически равны. При этом нужно разделять участие государств тоже на два — полное вхождение в интеграционный проект и создание зоны свободной торговли. В последнем случае список государств конечно увеличивается. Тот же самый Вьетнам изъявил желание подключится к этой зоне. В свое время Россия и Беларусь говорили о возможном подключении Сирии, Казахстан предлагал кандидатуру Турции и т.д. Но еще раз говорю, это все пока на уровне обсуждения.
Что касается Таможенного союза, все понятно, — Россия и Казахстан в свое время активно оказывали поддержку Беларуси. Естественно, что новые участники этого интеграционного проекта также рассчитывают на серьезную финансовую помощь. И Кыргызстан изначально заявлял о том, что его участие должно предполагать серьезные инвестиции. И сейчас он назвал свою цену. Тоже самое касается Армении. Государство требует определенных инвестиций, но вряд ли после недавних негативных заявлений Казахстана об участии Армении в ТС мы будем это финансировать. Получается, что за любое удовольствие нужно платить. Если вы хотите создать некий региональный блок, то в любом случае ядро этого блока в лице отдельных государств будет рассматриваться в качестве неких кошельков, из которых другие участники будут постоянно тянуть деньги. Это нормальная практика, это распространено во всех региональных объединениях. Но готова ли та же самая Россия платить эти деньги? Готов ли платить Казахстан?
Кстати, при создании Таможенного союза Казахстан имел немного иной подход к расширению. И предлагал предъявлять более жесткие требования к новым участникам. Ставить экономические индикаторы: дефицит бюджета чтоб не превышал определенный уровень, потолок государственного долга тоже не должен быть очень высокий. Если бы эти требования внесли, ни Армения, ни Кыргызстан тем более, не смогли бы войти в региональный блок. Но об этом почему то забыли. И теперь как бы в нашем интеграционном поле не появились свои вечно просящие помощи «греции».
— А экономика Казахстана может себе позволить поддерживать другие государства?
— Внутри Казахстана хватает своих проблем. Да, мы имеем национальный фонд. Да, по сравнению с другими постсоветскими экономиками ситуация более-менее благоприятная. Но если исходить из приоритетов, я думаю если тратить деньги, то лучше их тратить на свои собственные экономические проекты внутри страны. На поддержку своих собственных граждан и т. д. Тем более, что, как показывает практика последних лет, объем инвестиций в Казахстан сократился. Поэтому нашей республике придется скорей всего реализовывать индустриально-инновационную программу за счет собственных средств. Что уже сейчас делается. А как показывает пример других стран, реализация таких программ требует очень много времени и больших финансовых ресурсов. Поэтому я думаю, что все зависит от объемов финансовой помощи, которую будут требовать другие участники ТС. То есть, если речь идет о разовой помощи, как в случае с «подарком» Киргизии в размере 177 млн долларов, мы можем на это пойти. Но если это будет каждый год, то вряд ли.
— А мы можем как-то отказать в финансовой помощи или отказать во вступлении желающим в ТС?
— Здесь сталкиваются два проекта — экономический и политический. Политический активно лоббирует Россия. Для нее расширение этого единого экономического пространства — включение в Таможенный союз новых участников, больше политическая задача. Но с точки зрения Казахстана, который делает большую ставку на экономический прагматизм, понятно, что чисто количественное расширение это скорее минус, чем плюс. Я думаю, что Казахстану следует вернуться к идее с экономическими критериями отбора новых участников. А включать государства потому, что необходимо количественно расширить состав ТС — глупый подход. Казахстан от этого вряд ли получит какие-то серьезные позитивные результаты.