Город растет и расходует больший объем воды, чем раньше. Новый водоканал обойдется Астане минимум в 3,3 млрд долл.
Свою позицию о срочной экономической необходимости строительства канала от Иртыша до Ишима через Астану высказал Анатолий Рябцев, доктор технических наук, председатель правления «Казгипроводхоз».
– На мой взгляд, – сказал эксперт, – уже к 2020 году в Астане возникнет дефицит воды, который будет постоянно возрастать. Согласно расчетам, если не будет осуществлена переброска, то в Астане и прилегающих к ней территориях, показатель водообеспеченности к 2040 году упадет до 0,84 тыс. кубометров на человека, а это вдвое ниже критического.
Технически реализация этого проекта, как полагает специалист, возможна в трех вариантах: «Северный», «Центральный» и «Южный». Однако вариант «Северный» уже исключен из дальнейших расчетов, как явно невыгодный: его строительство создаст необходимость переноса 7 населенных пунктов, в которых проживает 5 тыс. человек. Кроме того, в зону затопления попадают автомобильные дороги, линии электропередач и другие объекты.
Остается два варианта решения проблемы. Либо канал длиной 353,7 км, который будет проходить от водохранилища Шидерты до р. Иртыш в земляном русле, из них 130 км — по скальным и полускальным породам. Кроме того, по трассе канала предусматривается строительство Софиевского и Акжарского водохранилищ. Этот вариант называется «Центральный».
Либо вариант «Южный», который планируется провести по закрытому железобетонному водоводу вдоль левого берега Ишима.
Между тем, министр охраны окружающей среды республики Нурлан Каппаров склонен к варианту «Центральный», тогда как акимат Астаны считает более целесообразным строительство канала «Южный».