В экслюзивном интервью 365info.kz рассказал об основных проблемах в сфере высшего образования Казахстана президент Международной Академии Бизнеса, доктор бизнес-администрирования Асылбек Кожахметов.
— Почему у нас плохое среднее образование? Во-первых, получать педагогическое образование идут не лучшие кадры. Во-вторых, они плохо мотивируются. На мой взгляд, в педагогические институты нужно направлять только лучших. Для этого финансирование ВУЗов, обучающих учителей, должны быть гораздо выше. Стипендии у этой специальности необходимо увеличить в 2-3 раза, чтобы абитуриенты, сдавшие лучше всех тесты пошли учиться на педагогов.
— Население очень много критикует Министерство, но не хочет принять участие в улучшении качества обучения. Оно не приходит и не говорит давайте мы поможем или мы войдём в общественные, наблюдательные, консультативные советы. Народ не заявляет свои права, они говорят только о плохом качестве образования. Но кто-нибудь этот вопрос обсуждал на уровне руководства университета, собирал какую-то конференцию? Говорили о том, чем могут помочь? Нужна вовлеченность в населения не в критику, а в формирование политики изменений. Тогда будет и снизу движение, и сверху. Сейчас сверху движение наметилось, но очень сложно переделать одним годом или одним днём всю бюрократическую систему управления, которая была создана за последние 20 лет.
— Мы много говорим о том, что у нас образование отстаёт, оно не работает на потребности экономики, но какой-то же путь должен быть решения этого вопроса. Вот дуальное образование — это конкретный, простой путь решения. Оно хорошо внедрено в Германии, на уровне технического, профессионального образования. Но дуальность надо переносить и в высшее образование. К примеру, в Калифорнии в университете Брекли есть 13 программ experience learning, то есть практического обучения. У них есть классическое обучение по книгам и ещё есть 13 программ практического изучения, которые ВУЗы придумывают сами. В этом у них есть свобода действий. Они находят пути входа на предприятия. То есть, быть ближе к предприятиям это абсолютно правильный тренд.
— В сфере бизнес-образования, особенно в программе магистратуры сложная ситуация с литературой. Языком бизнес-образования, и в целом бизнеса, к сожалению, является русский язык. Переводная литература на казахский язык, в принципе, есть. Нужно создавать литературу на казахском языке, а учебники по менеджменту, по экономике должны быть основаны на опыте казахстанской экономики, казахстанских предприятий. Конечно там должны быть и международные разделы. Но, чтобы студенту объяснить, нужно начинать с Казахстана. С другой стороны они должны нести казахский дух, в учебниках должны быть казахские пословицы, изложение от казахской натуры.
— Многие студенты едут обучаться в Томск, Новосибирск, потому что они предлагают бесплатное обучение. К сожалению, российские ВУЗы ежегодно весной проводят так называемые олимпиады в городах и отбирают лучших школьников, которые будут учиться у них бесплатно. Мне кажется, что эти лучшие студенты после окончания университета скорее всего останутся в России. Это очень плохо для Казахстана. Чтобы лучшие умы оставались в Казахстане, нам необходимо во-первых, повысить количество грантов. Во-вторых, нам нужно повышать привлекательность наших университетов. В третьих, нам не нужно так свободно давать российским университетам проводить олимпиады. В четвертых, запретить проводить подобные олимпиады на базе казахстанских университетов.Нельзя сказать ограничения, но все-таки какие-то трудности должны быть.
— Трудоустройство — это очень сложная проблема, в первую очередь, не только ВУЗов, но и экономики в целом. Сейчас зачастую каждое предприятие хочет принимать человека только с опытом работы. Соответственно молодые специалисты, не имеющие опыта работы не могут трудоустраиваться.
Во-первых, необходимо каждое предприятие обязать принимать молодых специалистов, процентов 2-3% от общего количества рабочих мест. Ещё я бы обязал предприятия брать на практику студентов. Почему это ведёт к трудоустройству? Потому что практикант с одной стороны имеет опыт, а с другой стороны он может понравиться руководителю и тогда компания предложит ему работу.
Во-вторых, развитие experience learning, то есть нужно повышать производственную составляющую обучения. Чтобы сами студенты были реально подготовлены к рабочим местам.
В третьих, создание бизнес-инкубаторов. Бизнес инкубатор — это там где предоставляется гранты на открытие своего дела. Естественно, гранты выделяют только лучшим, тем, кто показывает хорошие бизнес-проекты. И покрутившись в этой мясорубке «бизнес-инкубатор» к 4-му курсу, к окончанию, часть студентов, около 10% может прийти с готовыми предприятиями. А это скорее всего будет малое предприятие, в которое наверняка студент-предприниматель пригласит своих друзей. Это 20%. Вот эти вот 20% трудоустроены с момента окончания университета. А скорее всего они работают уже с 3-го курса. Вот эту связь между бизнес-инкубатором и трудоустройством пока не видят акимы городов. Они больше говорят, что у нас не трудоустроены люди, но они не думают, что нужно содействовать университетам в создании бизнес-инкубаторов.
— На мой взгляд проблема коррупции в стоимости обучения. Она неправомерно низкая. Я не понимаю как в некоторых ВУЗах за 250 тыс тенге можно сделать хорошего специалиста. Везде создаётся видимость обучения, только студенты сдают экзамен. Поскольку преподавателям плохо платят, они добирают оставшуюся часть на экзаменах. Это конечно ужасная вещь. Она разрушает не только образование.
— Одна из главных западных постулатов — академическая честность редко встречается и тем более он не стал целью нашей системы образования. Академическая честность предполагает не списывание. В нашей академии есть программа антиплагиат. Она работает, ты принёс реферат, скачанный из интернета, программа обнаруживает плагиат. Все не засчитывается. Это же нужно делать по всей стране. Роль министерства была бы очень важна. Государство создало возможность подключения к онлайн-библиотекам. Молодцы, хорошо. Но аналогично оно должно помочь с внедрением антиплагиата. И следить отдельной программой за внедрением.
— В аттестации есть такие статьи как требования. На 8 студентов 1 преподаватель. Если посмотреть западные требования QS, у них на 20 студентов 1 преподаватель. Нам говорят, чем меньшей людей в группе, тем качественней образование. Я был в прошлом году в Berkeley (Калифорнийский университет в Беркли, — прим. авт.). У них в аудитории сидят по 200-300 человек, есть и маленькие аудитории. Если в среднем взять, то у них: 1 преподаватель на 20 студентов. А у нас на 8. Наверное, чем сидеть в аудитории у плохого преподавателя, где всего 8 студентов, лучше сидеть у хорошего, где 20 студентов. Он больше даст. Так мы лучше в 2,5 раза сократим количество преподавателей, в 2,5 раза увеличим их заработную плату и повысим их продуктивность. Требования по количеству преподавателей на университеты искусства и консерватории такие же. Скрипачей нельзя учить 20 человек, нельзя даже 8. Там скорее всего один на один. Разные показатели должны быть, однако, такой градации сегодня не существует.
Ещё одно из требований аттестации: на каждого студента должно приходиться 140 книг. И соответственно комиссия приходит и начинает считать книги. А где много книг? В старых государственных университетах. Они старые книги переместили в подвалы. Но они в счёт входят. Поэтому это старый устаревший показатель. Лучше смотреть на основании учебных планов, на какие книги ссылается преподаватель, и чтобы эти учебники были со всех частей света и издавались максимум 5 лет назад. Но не 20-30 лет. Хотя здесь тоже есть исключения разумные. Например, литература, книга Толстого. Оно и сто лет назад книга Толстого.