В центре курса политических реформ президента Касым-Жомарта Токаева — принцип «Закон и Порядок» как основа построения справедливого и стабильного государства. Таким мнением в интервью поделилась политолог, завкафедрой регионоведения ЕНУ имени Л.Н. Гумилева Айгерим Оспанова.
Эксперт также объясняет, почему важен институт онлайн-петиций в Казахстане и как в стране благодаря реформам формируется новая политическая культура, основанная на диалоге общества и власти.
— Айгерим Нуралиевна, президент Касым-Жомарт Токаев конечной целью всех реформ назвал строительство Справедливого Казахстана, основанного на принципе «Закон и Порядок». Почему в политике главы государства идея законности и порядка занимает центральное место?
— Президент Касым-Жомарт Токаев последовательно продвигает принцип Закона и Порядка как основу для устойчивого развития и справедливого общества в Казахстане. В условиях постсоветской трансформации и пережитых кризисов это особенно важно: именно законность способна обеспечить предсказуемость, стабильность и доверие в обществе.
Прежде всего, речь идет об укреплении правового государства — где законы действуют одинаково для всех, а суды работают независимо и беспристрастно. Такая система необходима как для защиты прав граждан, так и для развития экономики: прозрачные и справедливые правила игры — важный сигнал для инвесторов и бизнеса.
Особое внимание уделяется борьбе с коррупцией и произволом. Принцип закона и порядка — это защита от злоупотреблений со стороны чиновников и гарантия того, что власть подотчетна, а граждане защищены.
После событий января 2022 года задача укрепления внутренней стабильности стала ещё актуальнее. Сильные институты и справедливые законы помогают снижать социальную напряженность и поддерживать мир в казахстанском обществе.
Наконец, эта политика ориентирована на формирование зрелого гражданского общества, где каждый чувствует себя частью общего процесса, понимает свои права и обязанности и уверен в том, что государство его слышит и защищает.
— Президент Токаев еще в 2020 года поручил создать единый легитимный институт онлайн-петиций. Портал e-Petition заработал в Казахстане в апреле прошлого года, и теперь любой гражданин может инициировать петицию по какой-либо проблеме. Как вы оцениваете значение этого инструмента «Слышащего государства»?
— Введение института онлайн-петиций в Казахстане — важный шаг в развитии гражданского общества и демократизации страны. Эта инициатива Касым-Жомарта Токаева направлена на усиление общественного контроля, расширение механизмов взаимодействия между государством и населением, а также на повышение прозрачности работы государственных органов. Что это дает?
Во-первых, усиление гражданского участия: онлайн-петиции предоставляют гражданам удобный инструмент для выражения мнений, выдвижения инициатив и привлечения внимания к актуальным проблемам.
Во-вторых, повышение ответственности власти: государственные органы обязаны рассматривать поступившие обращения, что стимулирует их к более оперативному и эффективному реагированию на общественные запросы.
В-третьих, развитие правового государства: легитимизация процесса подачи петиций закрепляет права граждан на участие в управлении страной и способствует построению открытого диалога между обществом и властью.
И, в-четвертых, социальная стабильность. Доступ к официальным каналам для выражения недовольства и предложения изменений снижает протестные настроения и может предотвратить несанкционированные акции.
Я считаю, эта инициатива может стать мощным инструментом демократизации, если будет сопровождаться реальной готовностью властей учитывать общественное мнение и воплощать значимые предложения в жизнь.
— Три года назад в Казахстане прошёл общенациональный референдум по поправкам в Конституцию, который стал отправной точкой для масштабных реформ и преобразований в стране. Как реформы изменили политическую систему и баланс власти в стране?
— Конституционная реформа 2022 года, одобренная на общенациональном референдуме, стала поворотным моментом в истории политического развития Казахстана. Это была не просто корректировка Основного закона республики, а глубинная трансформация конституционного строя, охватившая почти треть всех статей Конституции. Инициатива реформирования возникла на фоне растущего запроса на обновление государственного управления, укрепление механизмов ответственности и вовлечение граждан в принятие решений. На этом фоне конституционные изменения отразили стремление к переходу от персонализированной модели власти к более устойчивой и справедливой системе, где всё большее значение приобретают баланс интересов, политический плюрализм и верховенство права.
Принципиально важным моментом стало то, что изменения в Конституцию были вынесены не через парламентское голосование, а через общенациональный референдум. Такой формат придал реформе высокий уровень легитимности и стал символом перехода к более открытому и инклюзивному принятию политических решений.
Реформа охватила все ключевые компоненты государственной системы и задала новое направление для развития политических институтов страны. В частности, одним из главных изменений стало перераспределение полномочий между ветвями власти. Президент утратил статус «суперправителя» и ограничен одним семилетним сроком, что существенно сократило возможности персонализации власти. По словам Президента Касым-Жомарта Токаева, такой шаг стал «прорывом в развитии демократии» и помогает «двигаться к модели президентской республики с более сильным Парламентом».
Дополнительно Президент лишён права переиздавать законы через Правительство, часть решений теперь принимает Парламент и местные маслихаты. Так, парламент стал самостоятельным игроком в законотворческом процессе, где Мажилис принимает законы, а Сенат их утверждает или возвращает с замечаниями. В совокупности данные меры усилили систему сдержек и противовесов и укрепили роль законодательной ветви. Важным аспектом стало также лишение Президента права отменять действия акимов областей и городов республиканского значения, где таким образом частично ослаблен его контроль над региональной вертикалью. Однако при этом сохраняются ключевые рычаги исполнительного влияния. В частности, право назначения Премьер-министра, министров силового блока и глав акиматов (по согласованию с местными маслихатами).
— Как реформы усилили процессы децентрализации власти и гражданского участия в Казахстане?
— С 2023 года в Казахстане запущены прямые выборы акимов районов и городов областного значения, что ранее не практиковалось. Это расширило участие граждан в формировании власти и повысило прозрачность управления. Укреплены институты местного самоуправления, расширены полномочия маслихатов и введены механизмы общественного контроля. Проводятся публичные слушания по местным бюджетам и проектам, а ежегодные избирательные кампании стали привычной частью политической жизни. Всё это способствует формированию новой политической культуры, основанной на диалоге между властью и обществом.
Радикально была обновлена избирательная и партийная система, в рамках которой была принята смешанная модель выборов, которая вернула одномандатные округа и допустила участие самовыдвиженцев. Упрощены требования к регистрации партий со снижением порога с 20 до 5 тысяч подписей, что открыло дорогу новым политическим силам. Это привело к росту числа партий, где к выборам 2023 года было зарегистрировано 7 партий, и 6 из них прошли в Мажилис. Также введены квоты в партийных списках для женщин и молодежи, что обеспечило более широкое политическое представительство и инклюзию. Эти шаги значительно повысили уровень конкуренции и политического плюрализма.
— Как институциональные реформы последних лет усилили защиту прав граждан и укрепили социальные гарантии в Казахстане ?
— Важной частью институциональных реформ стало создание Конституционного суда. Новый орган начал работу с 2023 года и заменил упразднённый ранее Конституционный совет. Главное отличие заключается в том, что теперь граждане могут напрямую подавать обращения по вопросам, затрагивающим их конституционные права. За первые месяцы работы в суд поступило более 3 тысяч обращений. На этом фоне Конституционный суд приобрёл ключевую роль в обеспечении верховенства Основного закона и стал действенным механизмом правозащиты.
Параллельно была учреждена Высшая аудиторская палата, усилившая контроль за государственными расходами. Также Конституция была дополнена новыми социальными гарантиями. Омбудсмен получил статус конституционного института, что усилило его независимость и полномочия. Окончательно закреплён запрет на смертную казнь, теперь высшей мерой наказания остаётся пожизненное заключение. Конституция теперь прямо провозглашает, что «земля и её недра принадлежат народу», а государство осуществляет права собственника от его имени. Это символически подчёркивает приоритет общественных интересов при распоряжении ресурсами, который стал основой для запуска инициативы «Нацфонд – детям». С 2024 года каждому ребёнку ежегодно начисляется доля от инвестиционного дохода Национального фонда, которая накапливается до совершеннолетия.
— Что, по-вашему мнению, является основными вызовами на пути завершения и закрепления конституционных реформ?
— Несмотря на заявленные цели и позитивные сдвиги, процесс реализации конституционной реформы сопровождается рядом вызовов. Один из них заключается в ограниченной институциональной независимости ключевых органов. Хотя полномочия Парламента и судов были расширены, сохраняются вопросы относительно их фактической автономии, особенно при рассмотрении чувствительных политических решений.
Наблюдается также институциональная инерция в работе новой модели. Изменения в законе не всегда сопровождаются достаточным кадровым обновлением или трансформацией управленческой культуры. Уровень подготовки местных акимов, эффективность работы маслихатов и вовлечённость населения в местное самоуправление остаются под вопросом. Без укрепления кадровой базы и повышения компетенций эти элементы реформы могут не реализовать свой потенциал.
Резюмируя, конституционная реформа 2022 года стала отправной точкой для серьёзной трансформации политической системы Казахстана. Она послужила базисом для дальнейшего развития институтов власти, расширила права граждан и повысила ответственность властей перед обществом. Однако уже сейчас ясно, что Казахстан сделал значительный шаг от прошлой модели в сторону более сбалансированного и ответственного государственного строя, что неоднократно подчёркивали как государственные деятели, так и аналитики. Окончательные итоги этой реформы будут зависеть от устойчивости её реализации, качества институционального сопровождения и способности общества активно участвовать в политическом процессе.