Что произойдет в казахстанском обществе, если на государственном уровне будет запрещен салафизм? Поможет ли это в борьбе с радикальными течениями или, следуя поговорке «запретный плод сладок», все больше и больше наших сограждан встанут на путь экстремизма?
О том, что последует, если власти страны решат поставить салафизм вне закона, размышляют теологи официального портала Центральной мечети Алматы Аzan.kz.
Согласно неофициальной информации, у представителей салафитского течения в Казахстане есть достаточно влиятельные покровители практически во всех сферах казахстанского общества, — пишет Аzan.kz. «Мы не будем говорить, что они есть среди представителей политической власти, ведь такое вряд ли возможно представить в нашей стране. Ведь как говорил Булгаков устами своего персонажа: «Неужели в Москве есть мошенники?»
Салафиты имеются среди бизнес-элиты, акынов-айтыскеров, представителей шоу-бизнеса, различного рода общественных деятелей, журналистов, экспертов, политологов и прочих,
которые хоть и не называют себя салафитами публично, но фактически ими являются.
Возможно, что их присутствие в этих сферах отчасти способствовало тому, что упоминание, кто именно совершил последние теракты в Актобе, носило крайне размытый характер. До тех пор, пока точку над «i» не поставил президент Нурсултан Назарбаев, назвавший террористов салафитами.
Это стало ощутимым ударом по салафитскому имиджу, который всячески пытались обелить, а затем покрасить в цвет казахстанского флага
как сами салафиты (в лице таких салафитских групп, как мадхалиты и суруриты), так и целая плеяда экспертов, политологов и журналистов, в унисон голосящих о том, что не все салафиты экстремисты. Мол, есть умеренные, а есть неумеренные, которые более известны как такфириты-хавариджи (то есть выносящие «такфир» – объявление о неверии того или иного человека или группы людей), и что теракты совершают именно они, тогда как умеренные не только против терактов, но и активно выступают в поддержку государственной власти и особенно президента как правителя мусульман (амируль-муминин).
То есть, проще говоря, те, кто совершают теракты – это «неправильные пчелы» и у них «неправильный мед». Их даже салафитами называть нельзя. А правильные, они не такие. Они-то и есть истинные салафиты, которые всего лишь следуют пути праведных предшественников.
Примерно такую песню поют мадхалиты – одна из наиболее крупных салафитских групп в Казахстане. В такт им подпевает другая салафитская группа – суруриты (несмотря на то, что между двумя этими группами имеются расхождения и конфронтация)».
По мнению представителей Центральной мечети Алматы,
маскироваться салафитам сегодня непросто: задача усложняется тем, что принадлежность террористов к салафитскому течению была обнародована самим президентом, расположения которого они так усердно добивались и подчинение которому декларировали,
— пишет Аzan.kz. Это, кстати, должно стать хорошей проверкой на их подлинную лояльность, которую они всячески подчеркивали.
В этой непростой для них ситуации уже сейчас мы можем наблюдать, какую именно карту они пытаются разыграть через свои медиа-лица, чтобы любым способом не допустить запрета на государственном уровне. Так, одной из форм их скрытого шантажа становится запугивание общественности и государственных органов тем, что запрет салафитов в обязательном порядке приведет к радикализации последних, и как результат – к дестабилизации нашего общества».
Будем откровенны: мы не можем утверждать, что такое невозможно. В случае с салафитами возможно все. Однако возникает резонный вопрос: как получится, что такие умеренные салафиты, которые так лояльны к президенту и законам РК, вдруг сразу перестанут быть умеренными и начнут устраивать в Казахстане кровавую бойню? Из-за запрета их идеологии? Тогда почему этого не сделали таблиги, за признание которых экстремистами выступали многие салафиты?»
«Давайте разберемся детально. После того, как были запрещены те же таблиги, в стране не произошло ни одного теракта, совершенного ими. Никто из них не радикализовался и не пошел крушить государственные органы, торговые центры, воинские части или мазары. Получается, что метод сработал. Почему же тогда то, что сработало с таблигами-экстремистами не должно сработать с салафитами- неэкстремистами? — задает вопрос Azan.kz.
Мы считаем, что
умеренные салафиты действительно есть, и они очень быстро могут стать неумеренными, поэтому толку от их умеренности мало
Да и умеренными их можно назвать только относительно тех, кто объявляет неверными всех, кто с ними не согласен. В отличие от последних, умеренные не объявляют всех несогласных неверными – некоторых они объявляют просто заблудшими или бидаатчиками (нововведенцами).
Еще одно как бы достоинство умеренных салафитов заключается в том, что они призывают к подчинению «Правителю»
Другое дело, что этот призыв не более чем формальность, посредством которой они пытаются создать положительный образ перед государством и обществом. Делается все это крайне навязчиво, откровенно пошло и совершенно без вкуса.
На самом деле никакого подчинения нет.
Президент говорит, что единственной признанной структурой Ислама в стране является ДУМК, а «умеренные» салафиты говорят, что имамы заблудшие и за ними нельзя следовать
Президент говорит, что государство признает роль и место ханафитского мазхаба в духовной жизни казахского народа, а «умеренные» салафиты называют следование мазхабу запретным нововведением и чумой мазхабизма. Президент говорит, что духовным отцом нашего народа является суфийский шейх Ходжа Ахмад Яссауи, а «умеренные» салафиты говорят, что суфии многобожники и поклоняются могилам…
Особенно интересно выглядит распространяемое сейчас «Обращение к казахстанцам», в котором говорится, что казахстанские салафиты «возмущены тем, что террористов причисляют к салафитам». Истинные салафиты, — говорят они, — всегда призывали подчиниться законному правителю Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, и не «выходят» против него даже словом.
Наверное, наши братья не понимают, что к салафитам террористов причислил никто иной, как тот самый президент, которому они так демонстративно призывают подчиняться других, но никак не хотят это делать сами
И распространяемое ими «обращение-возмущение» по сути выпад против него!
11 июля 2016 года бывший имам мечети Аль-Харам в Мекке – шейх Адель аль-Калбани подтвердил, что «Исламское государство» основано на салафитских идеях.
особую ценность этому интервью придает тот факт, что имам аль-Калбани сам является салафитом, и обвинить его в ангажированности будет крайне сложно
Слова шейха о том, что ИГИЛ основано на салафизме, не являются упреком или претензией к салафизму. Это всего лишь попытка взглянуть честным взглядом на то, что представляет собой ИГИЛ и его убеждения».
«На фоне минувших трагических событий в Актобе признание столь авторитетного салафита становится особенно актуальным.
Фактически, шейх сделал нам одолжение, полностью подтвердив то, что мы говорим уже на протяжении нескольких лет: последователи салафизма представляют собой опасность не только для казахстанского общества, но и для Ислама в целом
Об этом также говорил имам Центральной мечети Алматы устаз Ерсин Амире в своей пятничной проповеди «Хариджиты и их современные последователи», а также многие другие религиозно образованные и адекватные люди.
Также слова шейха аль-Калбани опровергают заявления некоторых казахстанских депутатов, экспертов и журналистов о том, что салафизм в Казахстане якобы пытаются исказить, представив его в негативном и радикальном свете. Нельзя исказить то, что само по себе является искажением.
Продолжение следует
Салафиты в Казахстане: запретить, выгнать или…?