Нелегальные такси — самый опасный вид общественного транспорта. Статистика ДТП это подтверждает. Диспетчеры по заказу не несут ответственность за безопасность пассажиров — они даже затрудняются ответить, что значит «безопасное такси».
На вызов такси в диспетчерской службе «Лидер» приехала белая Daewoo Nexia. На улице сильный дождь, но водитель видимо очень торопится — движется по дорогам, нарушая все правила, пролетая на красный и пытаясь выехать на встречку. В результате таких маневров на алматинском перекрестке улиц Джандосова и Навои такси ударяет впереди идущую машину, да так, что та цепляет следующую. Пассажирка «тормозит» рукой в переднее сидение. Водитель по-быстрому «разруливает» ситуацию, после чего, обвиняя клиентку во всех бедах, скрывается с места ДТП и едет с пассажиркой дальше. Чуть позже Анна Котельникова, та самая клиентка «неадекватного» такси, выяснит, что сломала палец и что в этом никто кроме нее не виноват.
«Самый большой шок я получаю на следующий день. Дозвонившись до руководства «Лидера» и объяснив ситуацию, слышу потрясающий ответ: «Мы не несем ответственности за водителей и за то, что они делают на дороге, хотите разбираться — разбирайтесь на прямую с водителем», — написала Анна на своей странице Facebook. — Никогда больше не воспользуюсь услугами «Лидер Такси».
Если на нарушения автобусников можно пожаловаться в автобусный парк или городское Управление пассажирского транспорта, то куда адресовать претензии к таксистам, непонятно. Диспетчерские службы, вернее сказать, компании-посредники между пассажирами и перевозчиками всего лишь принимают заказы клиентов и распределяют их среди базы таксистов, взимая за свои услуги определенную долю от оплаты каждой поездки. При этом, с точки зрения существующего закона, статус служб заказа такси и сфера их ответственности законодательно не регулируются. То есть диспетчерские компании не несут никакой ответственности перед пассажиром ни за качество услуги, ни за его безопасность.
— Мы лишь продаем информацию, любой человек может ее купить, заплатив определенную сумму, — говорит директор ТОО «Лидер.kz» Дмитрий Смирнов. — То есть водитель покупает информацию о заказе, которую мы предоставляем, и везет пассажира. Вся ответственность лежит на нем. Если пострадавший клиент хочет подать в суд, то только на этого водителя. Все водители об этом предупреждены.
— А если водитель — маньяк, а вы за деньги предоставляете информацию о человеке, который будет его ждать и гарантированно сядет к нему в машину?
— Маньяков у нас никогда не было.
— Но ведь такая ситуация в принципе возможна.
— Не надо сгущать краски.
Краски сгущать действительно не нужно, они и так неплохо сгустились. Достаточно посмотреть заголовки новостных лент, к примеру, за май текущего года:
Пропавшая студентка из ЮКО была убита отверткой, задержан таксист
За зверское убийство девушки задержан алматинский таксист
Однако директор ТОО «Лидер.kz» не считает это шокирующими данными и не видит в этом проблемы.
— Тот же самый маньяк свободно приходит на рынок и покупает нож. Неужели продавец будет спрашивать у покупателя, маньяк он или нет? — говорит директор.
— А что для вас значит понятие «безопасность»?
— Безопасность человека… я не знаю. Вы знаете, что самая тяжелая работа — это работа с людьми? И водители, и пассажиры — это просто люди, и каждого из этих людей я уважаю. Во время кризисов люди хотят заработать.., а то что водитель ехал в непогоду и торопился! Может быть, у него были семейные проблемы и ему нужно было быстро закончить заказ или он хотел больше заработать. Это все частности, а вы хотите раздуть из этого сенсацию?
В стране пассажирскими перевозками занимаются сотни тысяч таксистов. По оценкам участников рынка, из них не более трех процентов собственно таксомоторные компании (имеют автопарк и штат водителей, к тому же несут ответственность за безопасность перевозок). Остальные — нелегалы, часть из которых просто «бомбят», то есть занимаются частным извозом, останавливаясь каждому голосующему на улице человеку, другие работают с онлайн-диспетчерами («Лидер», «Максим», и т. д.). И в том, и в другом случае нет никакой гарантии, что водитель окажется человеком с соответствующей лицензией, а не каким-нибудь неадекватным или нетрезвым «бомбилой».
— Выйдите на улицу, поднимите руку, чтобы почесать затылок и возле вас остановится сразу десять машин, — говорит председатель Казахстанской ассоциации таксомоторного бизнеса Максим Сарсенов. — И самое главное, что деятельность того, кто остановился, регламентирована законом, а он этот закон нарушает и делает это у всех на глазах, на центральной улице города.
По словам Максима Сарсенова, только в Алматы ежедневно въезжает на улицы порядка 300 тысяч машин, из них 270 тысяч таксисты. И практически все они без лицензий.
— Но наших людей не беспокоит безопасность — их беспокоит цена вопроса. Ведь что такое безопасность? Это определенный регламент действий со стороны таксомоторного парка. Но каждый элемент безопасности несет в себе добавочную стоимость. Законом предусмотрен предрейсовый и пострейсовый контроль водителя, а также техосмотр автомобиля. Предусмотрен инструктаж по безопасному вождению, промежуточное тестирование и т. д. Для всего этого трудятся люди, которые получают зарплату. Поэтому стоимость услуг официальных такси не может конкурировать с низкими ценами на перевозки, которые дают нелегальные таксисты, — объясняет специфику работы Максим Сарсенов.
Между тем в ст.26 Правил пассажирских перевозок и багажа четко прописано, кто имеет право перевозить пассажиров и на каком основании. Вот только законы у нас игнорируются, как, впрочем, и ПДД: лихачества «бомбил» на дорогах переходят порой все разумные пределы, они как будто забывают о том, что в салоне автомобиля находятся люди, за жизнь которых они должны нести ответственность.
— Каждый пассажир, садясь в нелегальное такси, делает это на свой страх и риск, — говорит Максим Сарсенов. — Клиент, к примеру, вот эта девушка. Когда вызывала такси, она знала, что это диспетчерская служба и в принципе должна понимать, на что идет. О каком качестве и о какой безопасности теперь идет речь?
— Судиться бесполезно?
— Может попробовать, но обычно диспетчерские компании хорошо подготовлены, у них есть юристы. Вот Uber сейчас работает в Астане — это явное нарушение нашего законодательства, только кого это волнует?
— Вы, как глава ассоциации таксомоторного бизнеса, поднимали этот вопрос?
— Поднимали много раз. Нам что в генпрокуратуре, что в акиматах отвечают все время одно и то же: «Знаем, проблема есть. Занимаемся».
— Как давно вы пытаетесь решить этот вопрос?
— Четыре года…