Когда власть игнорирует казахскоязычную прессу, она лишь усугубляет целый ряд проблем, создавая отчуждение. Об этом пишет на страницах газеты «Кала мен дала» журналист Думан Быкай.
«До настоящего времени мы не слышали и не видели, чтобы Масимов, Есимов, Исекешев (и остальные в целом) давали интервью казахским изданиям, непринужденно беседовали с казахскоязычными журналистами. Это понятно, они не говорят на казахском (или не хотят говорить?).
Хотя казахскоязычные издания критикуют власть не меньше, чем русскоязычные информационные СМИ. Без всякого опасения мы писали о причинах и последствиях девальвации, неоднократно подвергали критике работу Масимова, смело и открыто указывали на недостатки в работе правительства. Доставалось и Шукееву. Неоднократно подробно писали, куда тратятся средства фонда национального благосостояния «Самрук-Казына». Однако они как были немы, так и остаются.
Почему чиновники не признают нас? Потому что не читают. Вернее, не могут читать материалы на казахском языке
Даже если читают, знают, что наши публикации никак не повлияют на общественное мнение и не скажутся на их благополучии.
Откровенно говоря, для казахскоязычных журналистов большая честь добиться «живого» интервью у Келимбетова, Масимова, Исекешева.
Приведу пример. В первую неделю после назначения Ерлана Кожагапанова на должность президента Федерации футбола Казахстана одно из казахских изданий обратилось к нему с просьбой об интервью. Однако он вежливо им отказал, заявив:
— Я только приступил к работе, поэтому интервью давать рано. Дайте мне время осмотреться, ознакомиться с делами, после и побеседуем.
Однако не прошло и двух месяцев, как Кожагапанов, отказавший казахским журналистам, дал большое и обстоятельное интервью изданию «Советский спорт». И так поступает не только Кожагапанов. Это свойственно всем казахстанским чиновникам.
Глава правительства Карим Масимов тоже всегда готов дать интервью российским СМИ. И чаще всего это эксклюзивы. Таким образом Масимов пытается показать, как интенсивно развивается Казахстан. Опять же — для кого и для чего? Некоторые утверждают, что это своего рода «отчеты перед «Кремлем». Кто знает…
Асет Исекешев свое первое интервью на посту министра индустрии и торговли дал порталу «Капитал.kz». Как думаете, если бы казахские издания первыми обратились к нему с подобной просьбой, он бы согласился? Навряд ли…
Мы не зря заговорили о «живом интервью». До настоящего времени мы, казахские газеты, успели заочно «побеседовать» со всеми влиятельными чиновниками. Когда обращаешься к ним с просьбой об интервью, они говорят: «Вы отправьте вопросы, мы ответим».
Благодаря этому мы неоднократно «беседовали» с Саринжиповым, Исекешевым. Обидно, но такие «беседы» получаются мертворожденными — они состоят в основном из данных, вырванных из разных отчетов…
Вот и приходиться краснеть перед читателем.
Продажей печатных изданий в стране занимаются несколько компаний. Самые крупные — это «Караван», «Номад Пресс», «Дауыс». Как оказалось, они делят газеты на три категории.
Почему казахские газеты не пользуются спросом и почему их не покупают? Или Казахстан, действительно, русскоязычная страна? А может, причина этому — неправильный менеджмент, маркетинг? Нет. Но при этом факт остается фактом — власть все равно считается с мнением русскоязычного сегмента. Боится их критики, с большей охотой дает интервью. Почему?», — сокрушается автор, не найдя ответов на свои вопросы.
Источник: Кала мен дала