Основной причиной селя, сошедшего в Наурызбайском районе Алматы в ночь на 23 июля, чиновники назвали внезапный прорыв моренного озера Безымянное (озеро №6). Однако эксперты говорят, что это озеро проверялось примерно 3 недели назад — все было в порядке.
Известный в Алматы профессор Борис Степанов, который на протяжении многих лет отслеживает ситуацию с селеопасным моренным озером №6, в понедельник, 21 июля, сообщал нашему порталу, что ситуация в горах спокойная.
— Я не был в этом году в тех местах, я был на Чимбулаке, Талгарском перевале — ходил туда. 20 дней назад мне прислали фотографию с озера #6, там все спокойно, вода еще не поднялась до того уровня, когда можно начинать работу с сифоном. По слухам, сифоны работают.
— Как жара могла отразиться на моренных озерах?
— Снег тает, и снеговая линия поднимается всё выше. Никаких данных о том, что где-то накапливается талая вода, нет. Чтобы произошло что-то серьезное, нужно, чтобы вода накопилась. Накапливаться она может или в озерах, или в подземных водоемах, там где в результате тепловой эрозии образуется сеть водотоков. Обо всем этом, что там творится внутри, никто не знает. Опасность, тем не менее, есть, но никто не может сказать никаких данных о состоянии перемычек озер, путей стока, ничего этого нет. Это сложно делать, поэтому никто этим не занимается вообще.
21 июля, за два дня до трагедии, журналисты 365info побывали на плотине близ города Талгар (Алматинская область), где в 2014 году сошел сель. За плотиной на речке Талгарке велись работы — люди расчищали русло селеопасной реки, на наблюдательном посту находился представитель ДЧС. То есть превентивные меры по предупреждению стихийного бедствия все-таки предпринимались.
Но проводились ли такие работы на плотине в Алматы? Возможно, стихию можно было остановить?