Гани Касымов напомнил о себе накануне президентских выборов — до этого некогда активный политик долго молчал. Но, как оказалось, ему есть что сказать.
— Вспоминаю 2009-й год. У вас тогда основной тезис был: «Я наведу порядок в стране». А сейчас вы занимаетесь защитой бизнеса. Говорите, что те, кто проверяют бизнес, живут лучше, чем бизнесмены, которые еще не встали на ноги. Говорите: «Мы поставим чиновников на место». А как вы это сделаете?
— Очень просто. Мы поставили вопрос ребром. Родина в опасности. Или побеждает бюрократ-чиновник, и подспудно мы имеем в виду – казнокрад. Или победит бизнес – и страна будет процветать и развиваться. Я именно так ставлю вопрос.
— Вот именно так? Родина в опасности?
— В опасности от бюрократии, чиновничества, казнокрадства и взяточничества. Сколько бы мы ни говорили, оно набирает обороты. Брали 10%, теперь 20%, 30% берут. Вы об этом слышали?! Мы об этом говорим, а тендерные комиссии все равно берут. Не дают развиться производительным силам Казахстана. И сколько мы будем это терпеть? Если мы не обострим эту ситуацию, не будем наказывать взяточников, так и будет. Бизнесмены стонут. Приведу пример. Человек построил завод по производству подсолнечного масла. Мы используем греческое, ливанское, какое угодно. Годичное производство 7,5 тонн. При открытии ленту разрезал глава государства.
— То есть придал такое значение…
— Вот, этот бизнесмен оказался в тюрьме. Его брат вел его дела – повесился. Завод растаскали. А этот человек дал работу 5-7 бывшим колхозам, совхозам. Поднял их. Они выращивали семечки – сырье. Заработал себе инфаркт. Сделали операцию на сердце. На третий день после открытой операции на сердце забирают его в тюрьму. Дают 6-7 лет.
— А что ему вменяют?
— Все вменяют – казнокрадство… Не было завода – никому ничего не надо было. Как он завод построил – дай долю, отмечайся. И так каждый месяц. Человек отказался – они ему показали, кто власть в их районе, в области. Вот с этим мы разбираемся.
— Можно я обращусь к вам с просьбой? Вы знаете, что КСК – клондайк для непорядочных, вороватых людей. Можно ли организовать совет по вопросам ЖКХ при сенате?
— Сфера ЖКХ – самая горячая наша тема и проблема после семьи, поддержки материнства и детства и болезней. Жилищная сфера затрагивает большую часть населения. Когда в 1998 году государство отдало дома в частное пользование, было условие отдать в отремонтированном виде. Так получилось, что провели приватизацию впопыхах, ремонта не произвели. Нужно было отремонтировать не меньше 20 млн кв. м. Сейчас эти цифры возросли. Требуют ремонта дома 50-х, 60-х, 70-х годов.
— 30-е годы есть.
— Все это хозяйство требует серьезного к себе отношения. Я считаю, что нам нужно сделать цельную государственную программу. Во-первых, вернуть людям деньги по ремонту, по сетям. Следующая задача – нарекания по оплате за воду, электроэнергию. Еще требование — перерасчеты – монополисты создают искусственные цены. Цена не соответствует затратам. Вот эту цепочку нужно ревизировать.
— Посредников.
— Там посредник на посреднике. Всю эту систему надо сбрасывать. К вопросу о жалобах. Наш народ инертный. Ко мне обращаются: вот тот председатель ворует, а мы ему каждый месяц регулярно сдаем. У нас в стране единственный действующий орган самоуправления – КСК. Это орган местного самоуправления. Закон у нас есть. А на деле мы этого пока не видим. Жильцы сами выбирают председателя. Когда они избирают, берут на себя обязанность нести деньги, а ревизировать его работу — потребовать отчет за полугодие, за год — никто не удосуживается. После этого говорят: накажите его. А кто его накажет? Вы его избрали.
— Заняться бы ревизией деятельности председателей КСК на высшем уровне.
— Когда я был депутатом, ставил вопрос немного по-другому. При выборе населением председателя КСК своего дома или группы домов утверждение должно быть с акимом. Потому что, когда вы его утвердили, у акима уже нет никаких прав воздействия. А если утверждать при акиме, то у него будет хоть какой-то рычаг воздействия.
— Может, нужно министерство?
— Было раньше у нас министерство жилищного хозяйства.
— Домоуправления нет – какое министерство!
— Я считаю, что это особый предмет дискуссии в стенах парламента. Все депутаты должны озаботиться этой темой. Обсуждать ее нужно на углубленном профессиональном уровне. По итогам должны стоять — подходы, ресурсы, резервы, финансы.
— На днях на самом Первом российском телеканале сказали, что попытаются раскачать Казахстан, дестабилизировать обстановку, склонить казахстанцев на одну сторону, американскую, конечно. Как нам уберечь отношения со всем остальным миром и остаться стратегическим партнером России?
— Сегодня мы видим, мир раскололся. В этом расколе происходят турбулентные процессы. Они носят политический характер – кто чью сторону займет. Это первое. Второе — идет перекос, сброс каких-то крупных экономических антиагрессивных проектов – санкции против России. Был порядок, была система, связи, которые годами настраивались. И тут дисбаланс, потому что политические меры воздействия заставляют проводить экономические меры принуждения. Третье — мир раскололся так, что вернулся в состояние 70-х, 80-х годов – состояние холодной войны. То есть, противопоставление одной системы другой. К взаимоприемлемым мерам сложно прийти, так как у каждой противоборствующей стороны есть свой аргумент: «А ты сам такой. Что ты меня за это упрекаешь? Посмотрите на Ливию и Ирак. Что вы там творите!» Сегодня яблоком раздора оказалась Украина. В первую мировую войну битвы начались с Сараева. Вторая мировая – как бы из-за Польши. Неправильно разделили влияние. Вот такие маленькие мотивации создавали мировые проблемы… Я считаю, должна появиться третья сила. Она должна объединить те силы, которые противоборствуют этим двум гигантам. У гигантов есть ядерное оружие. Один гигант уже доминирует, второй – хочет быть ему равносильным и предъявляет претензии. Вот третья сила – это все остальные средние и малые страны, которые могут от этого пострадать. Они должны встать между ними – сказать: и вы успокойтесь, и вы успокойтесь. Было так? Было. Вы просто историю забываете. Не хотят говорить об этом ни политики, ни аналитики. А было Движение неприсоединения в Холодной войне.
— Да.
— Тогда было 120 стран в ООН. Не как сейчас — 200 или 220 стран. В Движение неприсоединения входили 86 стран. Кто возглавлял каждые 2 года? Гамаль Абдель Насер, Иосип Броз Тито, президент Индонезии Сухарто, Урхо Калево Кекконен — президент Финляндии. Неприсоединение к ядерному клубу. Вот если сейчас в ООН поднимется такой вопрос – как мы с вами глобально обсуждаем – одна из кандидатур будет глава нашего государства. Его знает весь мир. Он боролся, отстаивал, его называют блестящим дипломатом. Видите, мы с вами выдвигаем новую идею.
— Пока выдвигаете вы. Я с вами соглашаюсь.
— Сегодня президент проводит подвижки со стороной Украины, со стороной России. Почему он это делает – летает в Москву и в Киев? Потому что там разгорающийся очаг. И его лучше там погашать. Потом уже говорить с ЕЭС, с Тройкой, с Четверкой, на берегах Потомака. Но сначала здесь. Потому что здесь два братских народа, на чем настаивает президент. И нужно минимизировать эти процессы внутри. Если глава России недавно сказал: «Я думаю, мы с Украиной потом рука об руку пойдем».
— Только дипломатическим путем.
— Назарбаев говорит, что военным путем проблему не решить. Когда они вдвоем с Путиным на 2-3 часа закрываются, я думаю, там работает метод убеждения. А это у Нурсултана Абишевича очень хорошо получается.
— Будем надеяться. Так хотелось бы, чтобы все улеглось, простили бы друг друга.
— Я не помню ни одного примера, чтобы в нашем курсе в соответствии с Конституцией, мы хоть где-то подбрасывали дровишки. Никогда. И все знают, что если Нурсултана Абишевича просят вмешаться в вопрос, то так и будет.