Внезапный обвал курса рубля подтолкнул наших граждан спешно скупить в Новосибирске, Омске, Екатеринбурге, Москве, Астрахани и Барнауле все дорогие автомобили (в основном, внедорожники и авто бизнес-класса). В результате, авторынок забит российскими машинами, цены на которые падают и не только потому, что предложение превышает спрос…
В пересчете на доллары машины в России для наших соотечественников оказались значительно дешевле. К примеру, новую Toyota Camry в Омске можно было купить примерно за $18 тыс., тогда как у нас в стране она стоит порядка $33 тыс. В общем, экономия получалась от $2000 до $20000 в зависимости от модели авто и его состояния. Автомобильные форумы быстро наполнились историями о том, как съездить в Россию, купить там автомобиль, пригнать его домой и заплатить лишь НДС.
– Спрос из Казахстана поднялся на тысячу процентов. Все вымели, подчистили всю Россию. У нас даже нет машин в наличии, – цитирует сайт «Алтапресс» управляющего барнаульского автосалона «Тисс Авто» Егора Горте.
Теперь ситуация изменилась. Предложений по продаже новых и подержанных автомобилей от автосалонов и частных лиц в России нет (официальные дилеры опасаются отсутствия поставок новых машин до мая следующего года – прим.ред.), зато в Казахстане есть. Как это часто бывает, все оказалось не так безоблачно и дешево для казахстанского покупателя, в связи с чем казахстанские автомобильные форумы наполнились совсем другими историями…
Местные автомобилисты бурно обсуждают вопросы: как переоформить авто, купленное в России, как заплатить НДС и что будет, если по казахстанским дорогам ездить с российскими номерами, не поставят ли их на штрафстоянку, рядом с киргизскими?
«Народ, поясните с этим НДСом, ничего непонятно. Одни говорят, если в РФ заплатил 18%, то в РК не надо платить 12%, другие говорят, что и там, и там надо платить…», – интересуются на форумах местные обладатели новеньких авто с российскими или транзитными номерами.
«НДС 12% – это вам не от стоимости, а от таможенной стоимости, что включает не только оценку стоимости экспертом (платную, естественно), но еще и стоимость перегона буквально с бензином и всякими дорожными расходами. Одним словом, рискнуть можно, но нет четкой позиции, во что это все выльется, так как нет четких правил и порядка действий со стороны казахских уполномоченных органов», – утверждают другие.
Однако опытные продавцы-перекупщики говорят, что никаких проблем с переоформлением российских машин в Казахстане нет.
– Просто не надо торопиться, на транзитных номерах можно ездить до 20 дней, – говорит частный предприниматель Ермек из Кызылорды. – В 2015 году НДС отменят, и автомобили можно будет оформлять без уплаты НДС.
– Действительно, с 1 января 2015 года должен вступить в законную силу Договор о Евразийском экономическом союзе, – подтвердил руководитель управления по разъяснительной работе департамента государственных доходов по Алматы Даурен Нургожаев. – То есть автомобили в Казахстан можно будет ввозить из России и Беларуси без уплаты НДС. Но действовать эта норма будет только для автомобилей, ввезенных в нашу страну с 1 января 2015 года.
– Если человек купил машину в России в декабре, а на учет будет ставить в январе, в этом случае он освобождается от уплаты НДС?
– Если для личного пользования, то автомобиль оформляется без уплаты НДС.
– Уже несколько раз ездил в Омск, привез три новые машины, – рассказал Евгений, предприниматель из Караганды. — По поводу подтверждения: для придорожных полицейских достаточно официального письма из автосалона, где написано, что автомобиль не заложен и не находится в угоне, все это менеджер салона заверяет своей подписью и ставит печать. То же самое касается б/у авто, купленных с рук, похожая справка берется в отделении ГАИ. Насчет НДС у нас пока непонятки. Я заплатил за две машины, а за третью не платил, посмотрим что из этого выйдет в 2015 году. На границе дают бумажку о прохождении границы, но, как я понял, пока нет единой базы между пограничными постами и налоговыми комитетами.
«Перед покупкой разговаривал с капитаном, знакомым в МРЭО, он сказал, что у него целый шкаф документов на машины с РФ, очень долго лежат, т.е. люди покупают, пригоняют, идут в комитет дорпола оформлять, а комитет обязан отправить запрос в ГАИ РФ. Оттуда ооооочень долго ответ идет, может и вовсе не прийти», – предупредил на форуме один алматинец.
После этого многие пришли к выводу, что самый простой вариант — это не заморачиваться с оформлением и не думать про НДС, а зарегистрировать авто на российских родственников или друзей. Временный учет делается за полчаса сроком на один год. Как утверждают бывалые – этот способ сегодня самый простой.
«Друг взял машину на организацию, – рассказал один форумчанин. – Говорит, что потом ему Россия вернет НДС на счет этой организации. А после он авто на себя переоформит. Говорит, что в 100-150 баксов обойдется это переоформление».
– Я в Екатеринбурге Camry взял, оформил на друга россиянина, гоняю по доверенности в Караганде. Дорполовцы иногда реагируют на номера, теребят за тонировку, мол, полоса широкая на лобовом, и ксенон стоит, надо привести машину в порядок, чтоб поводов лишних не было, – рассказал автовладелец Тимур. – На учет поставил – обошлось в 5 тысяч тенге, хотя знакомый страховщик сказал, что на временный учет можно не ставить, сейчас нет талонов временного ввоза, и не определишь, когда границу пересек: всегда можно сказать, что только заехал в страну.
Кроме НДС и переоформления, казахстанцев волнуют мошенники. И не зря. Статистика авто-преступлений в России значительно возросла за последние месяцы. Кроме того, что рэкет в России открыл охоту на казахстанских перегонщиков авто, но и автосалоны в погоне за длинным рулем, и автодилеры навязывают допы (дополнительные условия) на несколько тысяч рублей: ветровки, парктроники, коврики и пр. Конечно, покупатель может отказаться, но и продавец может отказать: во время ажиотажного спроса дилеры гонятся не за покупателями, а за дополнительной прибылью.
При покупке автомашины с рук, самый частый способ обмана покупателя – продать двойника. Уже десятки наших граждан столкнулись с этой проблемой.
– Друг купил джип в Москве, – рассказал алматинец Павел Картошев. – На границе выяснилось, что ему продали «двойника». В отделении полиции вместе с ним приехал точно такой же внедорожник, с такими же номером и VIN-кодом. В результате, человек за свои же деньги купил не машину, а кучу проблем.
– Определить двойника просто, – утверждает кызылординец Ермек. – Когда хорошую машину продают очень дешево и без документов – однозначно двойник! Нельзя забывать, что скупой платит дважды. Интернет пестрит объявлениями о продаже «авто без документов» – это «двойники», приобретение которых может обернуться массой проблем. При продаже таких авто мошенники чаще всего оформляют доверенность и отказываются от поездки в ГАИ.
Кстати, популярный российский автомобильный интернет-портал Drom.ru написал для жителей Казахстана инструкцию о том, как покупать машины в России в салоне у официального дилера, а также на рыке или у владельца напрямую. Здесь подробно рассматривается порядок действий по покупке авто, а также подводные камни, которые могут встретиться в процессе поездки за машиной в Россию.