Новая инициатива домофонщиков по установке камер видеонаблюдения в многоквартирных домах — незаконна. И более того, принуждение пожизненно покупать ненужную услугу, сродни вымогательству. А это уже статья в Уголовном кодексе.
Ежемесячные сборы за пользование домофонами – незаконны, понимают это все, платить отказываются единицы. Сейчас домофонщики активно внедряют новую «вечную» услугу – видеонаблюдение в подъездах.
Противостоять навязыванию дополнительных платных услуг непросто. Организаторы нововведения, демонстрируют отменное знание массовой психологии, проверенное несколько лет назад при установке домофонов. Они прекрасно знают, что наши люди за возможность самостоятельного выбора платить пока не могут: одни – потому что нет лишних денег, другие – потому что не привыкли. А тут нечаянная радость: со скидкой устанавливают железную дверь с домофоном. Для продвижения находится один «старший по дому» — заинтересованный из числа жителей подъезда, которому делают еще одну дополнительную скидку от 50 до 100%. И все, дело сделано. Те, кто не согласен с установкой, получают один ключ бесплатно, но когда приходят гости, бегает вниз открывать дверь. Оповещение о гостях производится через сотовый телефон самими же гостями.
Новая услуга – видеонаблюдение, как сообщили корреспонденту 365info.kz в компании Domofon.kz-Almaty, заключается в следующем: устанавливаются регистратор и жесткий диск, монтируются две видеокамеры — одна в подъезде, другая — на улице возле входной двери. Все это компания предлагает сделать бесплатно. Ключевое слово здесь «бесплатно». То есть даром — халява, сэр.
Но «халява» закончится сразу же, как только все будет установлено. Начинается абонентская плата – причем пожизненная. Других вариантов в Domofon.kz-Almaty просто не рассматривают.
– Вы первая, кто хочет отказаться от бесплатной установки и интересуется стоимостью оборудования, – искренне удивились моему звонку в компании.
– Почему? Может быть выгодней будет один раз купить все, вместе с установкой, чем пожизненно платить за сервисное обслуживание.
– А кто вам обслуживать будет?
– Никто. Год гарантии, а дальше — посмотрим. Ваше оборудование, что так часто ломается? Оно некачественное?
– Качественное, но таких вариантов мы не рассматриваем.
Между тем, некоторые умельцы уже самостоятельно устанавливают в собственных подъездах видеонаблюдение (ссылка здесь) и стоит оно не очень дорого, вернее сказать, намного дешевле годовой оплаты за сервисное обслуживание. По самым скромным подсчетам, наш подъезд будет платить более 11 тыс. тенге в месяц.
У жителей постоянно возникают вопросы о правомерности включения дополнительных платных услуг некоммунального характера в квитанцию. Тем более, что их цена меняется без согласования с жителями.
– После того, как я перестал ежемесячно платить за домофон, они отключили трубку в квартире и прислали квиточек – такой документ на вымогательство, с требованием оплатить задолженность, – рассказывает фотограф Руслан Авдеев. – Навязывание услуг под угрозой ограничения доступа к жилью является видом вымогательства, что наказывается уголовной ответственностью. Я написал письмо в компанию, где предложил в 3-х дневный срок добровольно восстановить функционирование домофона, исключить начисление ежемесячной оплаты за фиктивные услуги и начать предоставлять их на основании однократных вызовов с составлением актов выполненных работ. В противном случае заявление о вымогательстве будет направлено в правоохранительные органы. Также на деятельность компании будет обращено внимание со стороны акимата и налоговой инспекции на предмет законности получения доходов.
После такого письма компания домофон подключила. Будет ли продолжать выставлять счета – покажет квитанция на оплату комуслуг в следующем месяце.
Между тем, такая система навязанного «сервисного обслуживания» домофонов действует не только в Казахстане, но и во многих странах СНГ. Все чаще жильцы с этим не соглашаются и отказываются платить, домофонщики в отместку отключают трубку в квартире. Это незаконно. Люди идут в суд и, как правило, эти суды выигрывают.
В российском городе Рубцовске даже была «настоящая война» между управляющими компаниями (аналог казахстанских КСК), которые хотели взять на себя сервисное обслуживание домофонов, и домофонными компаниями.
«Настоящая война, которая тут же была объявлена УК «Север» и «Централь», наглядно свидетельствует о том, как яростно они не желают лишаться привычных прибылей. Здесь и попытки вербовки жильцов, и традиционное в таких случаях обливание грязью оппонентов, и привлечение СМИ, и заявление в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело против УК, и даже открытое письмо главе города, где благие намерения управляющих компаний, направленные исключительно на пользу жильцов, были названы «рейдерским захватом», — все это свидетельствует о том, что речь идет о больших деньгах» – сообщается на сайте «Вестник Рубцовска».
Кроме того, эти две управляющие компании «Север» и «Централь» посчитали и… оказалось, что тариф домофонных компаний необоснованно завышен. Более того, они готовы его снизить с 25 рублей (125 тенге) до 15 рублей (75 тенге) в месяц. В Казахстане домофонные компании оценивают свои услуги в 250 тенге в месяц, делая скидку на 50% для пенсионеров. Максимальная же цена зафиксирована в Актау – 320 тенге в месяц.
Больше всего юристов удивляют два вопроса:
1) на каком основании АЛСЕКО, без согласия потребителя, включает в квитанцию на оплату коммунальных услуг счет за домофон?
2) домофон должен быть с гарантией, почему ее нет?
Вопрос к АЛСЕКО по-настоящему интересный. Получается, любая компания может включить в квитанцию графу за оплату каких-либо услуг. К примеру, многие казахстанцы платят частной компании 80 тенге в месяц за проверку исправности газовых плит.
– Домофонные компании подают нам файл с лицевыми счетами за оплату своих услуг, а мы включаем их в счет, – сообщила начальник договорного отдела АО «АЛСЕКО» Марина Ветлугина.
– Откуда у домофонных компаний лицевые счета алматинцев?
– Мы даем.
– Просто так предоставляете всем желающим, кто попросит?
– Нет, только тем, у кого есть договор с КСК и подписями жильцов.
– Не все жильцы согласны платить, но тем не менее, счет приходит ко всем, и даже долги потом образуются.
– Домофонные компании должны вычеркивать из списка тех, кто не подписал договор – это на их совести.
В алматинском департаменте по защите прав потребителя сообщили, что законность деятельности домофонных компаний их не интересует.
– Обращайтесь в налоговые органы, если считаете незаконной их деятельность, – сказала главный специалист департамента Анель Мусаева.
– Причем здесь налоговики? Разве они защищают потребителя?
– Вас же интересует насколько законны их доходы.
– Нас интересует, кто защитит простого казахстанца от незаконных поборов. Неужели к вам никто с подобным вопросом не обращался?
– Нет. Никто.
Между тем, Агентство РК по защите конкуренции уже публиковало результаты анализа республиканского рынка по установке, техническому обслуживанию и ремонту домофонов. По многим пунктам деятельность компаний противоречит действующему законодательству.
Процитируем несколько пунктов из этого документа:
1) Обслуживающие организации пользуются незнанием потребителями законодательства и зачастую ущемляют их права. Выявлены случаи навязывания заключения договора на техобслуживание при заключении договора на установку домофонной системы. Кроме того, с квартир, изначально отказавшихся от установки домофона, но позднее согласившихся на его установку, взималась такая же сумма, как и с жильцов, согласившихся на установку домофона своевременно. В данном случае стоимость установки домофона должна исчисляться без учета уже понесенных затрат и составлять меньшую сумму – только за квартирное переговорное устройство и ключи.
2) Неправомерно также выставление счета за установку домофона, включающего расходы по приобретению домофонного оборудования, в то время как сам домофон передается жильцам только в пользование, а не в собственность, что является недобросовестной конкуренцией (ст. 22 «Реализация товара с принудительным ассортиментом ЗРК «О конкуренции») и (ст. 23 «Призыв к бойкоту продавца (поставщика)» ЗРК «О конкуренции»).
3) Неправомерно включение расходов по электроэнергии на содержание домофонного оборудования в общедомовые нужды и их уплата жильцами подъездов, в то время как зачастую оборудование находится в собственности домофонной компании.
4) Домофон поставляется с кодовой таблицей, в которой указан индивидуальный для каждой квартиры четырехзначный код. Если у хозяина квартиры есть договор с компанией, которая устанавливала домофон, то он может выбирать: открытие дверей с помощью электронного ключа, или с помощью кода, и тогда домофон будет работать как обычный механический кодовый замок.
5) Неправомерно взимание платы за техническое обслуживание и ремонт домофонной системы без учета гарантийного срока завода-производителя на домофонное оборудование. При этом первый год технического обслуживания должен оказываться бесплатно без взимания абонентской платы. По истечении срока гарантийного обслуживания, домофонная компания может предложить заключить жильцам дополнительные договора на дальнейшее техническое сопровождение домофонной системы.