Региональное издание The Times of Central Asia опубликовало сравнительный анализ стран Центральной Азии, чтобы определить, какие из них можно отнести к «средним державам» в 2025 году. Государства оценили по уровню экономической мощи, дипломатического влияния, стратегического потенциала и качеству государственного управления. По результатам исследования, Казахстан стал единственной «средней державой» региона, Узбекистан — восходящим претендентом на этот статус, тогда как Туркменистан, Кыргызстан и Таджикистан, по мнению авторов, сохраняют ограниченное влияние из-за экономической зависимости и институциональных ограничений. При этом аналитики отмечают, что регион Центральной Азии всё больше способен не только реагировать на глобальные и региональные изменения, но и формировать их.
Мы попросили прокомментировать результаты рейтинга российского эксперта, научного сотрудника Лаборатории исследований Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Дарью Сапрынскую.

— Дарья Викторовна, как вы оцениваете расстановку сил в рейтинге «средних держав» в Центральной Азии? Какие критерии лучше всего отражают реальное влияние стран региона?
— В 2010-х годах для стран Центральной Азии в англоязычных источниках стал употребляться термин «средняя держава». Истоки этой концепции уходят корнями в XVI век, однако особую актуальность термин получил в годы холодной войны. Идея для сегодняшней Центральной Азии состоит в том, что страны региона через многовекторную дипломатию и посредничество могут оказывать влияние на международной арене.
Критерии отбора в «средние державы» могут быть различными: экономическая устойчивость, дипломатическая активность и участие в различных интеграционных форматах.
Среди реальных критериев, понятных в 2025-ом году, используются различные показатели: ВВП на душу населения и номинальный ВВП, диверсификация экспорта, кредитный рейтинг, а также суверенный доход или низкий госдолг. Все эти показатели в совокупности отвечают на главный вопрос: «Насколько страна открыта, безопасна и предсказуема для иностранных инвестиций и долгосрочных проектов?»
— Казахстан стал единственной страной региона, которую в 2025 году признают «средней державой». Какие ключевые факторы позволили ему занять эту позицию, по вашему мнению?
— Тезисы о том, что Казахстан принадлежит к категории «средних держав», появились еще в 2010-ом году, когда Казахстан был председателем в ОБСЕ. Тогда, в информационном поле появилось множество аналитических работ под заголовками «Казахстан как восходящая средняя держава в Евразии». Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев высказался о своем представлении роли «средних держав» в интервью газете «Ана тiлi» в интервью по итогам 2024 года, где он обсуждал роль Казахстана в международной политике. Он подчеркнул, что Казахстан признан «средней державой» странами Запада. Кроме того, звучало, что этот статус задает и определенный уровень ответственности.
Как уже было отмечено, в рейтинге отмечаются несколько ключевых показателей, которые по факту осмысляют открытость страны к сотрудничеству и уровень её безопасности. Казахстан, согласно рейтингу, имеет такие показатели: макроэкономическая и институциональная стабильность, активная дипломатия, стратегический и военный потенциал, а также привлекательный имидж.
Казахстан стал «средней державой» не только благодаря экономическим факторам, но и благодаря успехам во внешней политике: председательства в международных организация, различные инициативы, например, СВМДА, наконец, миротворческая миссия.
— Казахстан и Узбекистан часто называют двумя ведущими странами Центральной Азии. Чем отличаются их подходы и стратегии, и что обеспечивает региональное лидерство Казахстана в этом контексте?
— Региональное первенство Казахстана обеспечивается масштабом его экономики, репутацией на международной арене и функцией посредника между глобальными центрами силы. Подходы отличаются тем, что Казахстан делает упор на институциональную стабильность, то есть стабильность политического режима, и дипломатию. Узбекистан, не имеет такого экономического масштаба, опирается на внутреннюю модернизацию.
— Насколько политические и институциональные реформы президента Токаева укрепляют статус Казахстана как «средней державы»?
— Реформы следуют этому курсу, поскольку в Казахстане в государственном секторе пытаются создать более прозрачные правила игры, оптимизируют бюрократию, вводят повестку «Справедливый Казахстан» для обеспечения равенства и управленческой ответственности. Задача — создать предсказуемость.
— В эти дни в Вашингтоне пройдет второй саммит «Центральная Азия – США». Как формат «С5+1» усиливает позиции Казахстана как ключевого игрока, посредника между глобальными центрами силы и влиятельной «средней державы»?
— Думаю, что саммит «Центральная Азия — США» подтверждает прагматичный настрой Казахстана, а также попытку реализации многовекторной дипломатии. На полях форума будет заключен ряд экономических и инвестиционных соглашений, они смогут поспособствовать подтверждению статуса Казахстана.