На августовской конференции учителей Президент Касым-Жомарт Токаев обозначил стратегические приоритеты образования, сделав акцент на формировании честных граждан и подготовке конкурентоспособных специалистов. Участница конференции, председатель Республиканской Ассоциации дошкольного и среднего образования «Әділет» Динара Кудайкулова рассказала, как инициативы Главы государства трансформируются в конкретные шаги в школах и меняют стандарты учебного процесса.
– Динара Нургалиевна, здравствуйте. Вы только что приняли участие в главной педагогической конференции страны, где ключевое выступление было за Президентом. Каковы Ваши главные впечатления от речи Главы государства и от той стратегической рамки, которую он задал темой «Адал азамат, кәсіби маман»?
– Здравствуйте. Главное впечатление от выступления Президента – это его глубокое, стратегическое видение будущего страны, где образование играет абсолютно ключевую, центральную роль. Это была не просто протокольная речь, а постановка конкретных, долгосрочных задач перед всем обществом. Тема «Адал азамат, кәсіби маман» – это, по сути, формула национального успеха, предложенная Главой государства. Он четко дал понять, что Казахстану нужны не просто люди с дипломами, а целостные личности: профессионалы, готовые к глобальной конкуренции, и в то же время – честные, ответственные граждане и патриоты своей страны. Для нас, как для руководителей учебных заведений, это прямой сигнал к действию, требующий пересмотра не только учебных программ, но и всей воспитательной работы.
– Президент в своей речи сделал особый акцент на воспитании «Адал азамат». Какие практические шаги, на Ваш взгляд, должны последовать за этим призывом в школах, чтобы эта ценностная установка стала частью повседневной жизни учеников?
– Этот призыв Президента требует от нас перехода от формальных мероприятий к созданию реальной ценностной среды в каждой школе. Во-первых, это личный пример учителя. Статус педагога, который так последовательно поднимает Глава государства, – это не только про зарплаты, это про возвращение ему роли духовного наставника. Во-вторых, это обновление содержания гуманитарных предметов. История и литература должны преподаваться так, чтобы вызывать у детей гордость за свою страну и ее героев. В-третьих, как справедливо отмечалось на конференции, необходимо развивать школьное самоуправление, волонтерские движения, дебатные клубы. Когда ребенок сам участвует в принятии решений, сам помогает тем, кто нуждается, ценности «Адал азамат» становятся его личным опытом, а не абстрактной теорией из учебника.
– Второй важный тезис Главы государства – подготовка «кәсіби маман», профессионала, готового к вызовам будущего. Он неоднократно говорил о важности ИИ. Насколько та повестка, которую он задал, выполнима в текущих реалиях наших школ, и что нужно менять в первую очередь?
– Повестка, которую задает Президент, сверхамбициозна, но абсолютно необходима. Если мы не начнем эту работу сегодня, завтра мы безнадежно отстанем. Главная проблема – это инерция системы. Нам нужно кардинально пересмотреть содержание предмета «Информатика», который часто сводится к изучению офисных программ. Необходимо массово внедрять основы программирования, анализа данных, робототехники, начиная с младших классов. Глава государства абсолютно прав: ключевой вопрос – это кадры. Нужно срочно запустить общенациональную программу переподготовки учителей информатики и других предметов, чтобы они сами понимали, что такое искусственный интеллект, и могли говорить об этом с детьми. Частные школы, будучи более гибкими, уже активно внедряют STEM-образование, но для общенационального рывка нужна системная государственная политика, вектор для которой и задал Президент.
– Какие конкретные шаги, по Вашему мнению, нужно предпринять – возможно, на законодательном уровне – чтобы сократить разрыв между школьными знаниями и стремительно меняющимися требованиями рынка труда и технологий?
– Во-первых, необходима кардинальная реформа системы повышения квалификации учителей. Педагог должен учиться непрерывно, и государство должно создать для этого все условия. Во-вторых, нужно на законодательном уровне закрепить механизмы реального партнерства между школами и бизнесом. Компании должны получить стимулы для открытия при школах и колледжах своих лабораторий, мастерских, для организации стажировок. В-третьих, необходимо пересмотреть систему ЕНТ и итоговой аттестации. Они должны оценивать не столько объем заученной информации, сколько реальные навыки: критическое мышление, умение решать сложные задачи, креативность. Президент ставит задачу построения конкурентоспособной нации, а это невозможно без современной, гибкой и ориентированной на практику системы образования.
– На конференции, безусловно, обсуждался и ход реализации национального проекта «Комфортная школа». Как этот проект, инициированный Президентом, меняет не только инфраструктуру, но и саму философию образовательного пространства в стране?
– Этот проект, без преувеличения, – настоящая революция в нашей образовательной инфраструктуре. Его влияние огромно. Он не только решает острейшую проблему трехсменного обучения и физически устаревших зданий, он задает совершенно новый стандарт. «Комфортная школа» – это не просто новые стены. Это современное оборудование, лаборатории мирового уровня, полноценные спортивные залы, библиотеки нового поколения, продуманная безбарьерная среда. По сути, Президент Токаев этой инициативой меняет саму философию школьного пространства: из унылого казенного учреждения школа превращается в современный, яркий, технологичный центр развития, куда ребенку хочется приходить.
– Устанавливает ли проект «Комфортная школа» новые стандарты качества и оснащения, которым теперь вынуждены будут соответствовать и частные учебные заведения, чтобы оставаться конкурентоспособными?
– Безусловно. И это очень здоровый процесс. Раньше многие частные школы выигрывали именно за счет лучшей материально-технической базы. Теперь, когда государство строит тысячи школ, оснащенных по последнему слову техники, частному сектору придется конкурировать не «стенами», а содержанием: уникальными образовательными программами, сильным педагогическим составом, индивидуальным подходом. Инициатива Президента Токаева, таким образом, поднимает общую планку качества для всей системы образования, что, в конечном итоге, выгодно только нашим детям.
– Как председатель ассоциации, представляющей интересы частного образования, как Вы оцениваете текущий уровень партнерства между государством и частным сектором?
– Диалог есть, и он становится все более конструктивным. Концепция «слышащего государства», которую продвигает Президент, работает и в нашей сфере. Мы видим, что Министерство просвещения готово обсуждать проблемы, учитывать наши предложения. Механизм подушевого финансирования, несмотря на все сложности, позволил значительно расширить доступность частных школ. Однако есть вопросы, требующие совершенствования. В первую очередь, это обеспечение долгосрочной стабильности и предсказуемости «правил игры». Частные инвестиции в образование – это «длинные» деньги, и для инвестора крайне важна уверенность в том, что государственная политика в этой сфере будет последовательной.
– Глава государства в своем выступлении вновь назвал учителей «интеллектуальным авангардом нации». Какие конкретные решения, помимо уже принятых, могли бы последовать за этими словами, чтобы этот высокий статус ощущался каждым педагогом на практике?
– Эти слова Президента – очень важная моральная поддержка для всего педагогического сообщества. Помимо уже принятых по его инициативе законов о статусе педагога и повышении зарплат, необходима дальнейшая системная работа. Во-первых, это реальная защита от бюрократической нагрузки и любого давления. Учитель должен учить, а не писать отчеты. Во-вторых, это создание системы настоящего профессионального роста: прозрачные конкурсы на руководящие должности, международные стажировки, доступ к лучшим мировым методикам. Когда профессия станет не только уважаемой, но и престижной, интересной, с понятными карьерными перспективами, в нее пойдет лучшая, самая талантливая молодежь.
– В последнее время много говорится о необходимости сокращения разрыва в качестве образования между городом и селом. Какие решения, на Ваш взгляд, могли бы стать наиболее эффективными для обеспечения равного доступа к лучшим образовательным практикам для сельских детей?
– Это одна из самых сложных и принципиальных задач, которую ставит Глава государства в рамках построения Справедливого Казахстана. Решение лежит в трех плоскостях. Первое – инфраструктура. Проект «Комфортная школа» частично решает эту проблему, но важно также обеспечить все сельские школы качественным интернетом. Второе – кадры. Нужно усиливать программы вроде «С дипломом – в село», возможно, вводя дополнительные стимулы для лучших выпускников педвузов. Третье, и самое перспективное, – это технологии. Цифровые образовательные платформы, онлайн-уроки от лучших учителей страны, виртуальные лаборатории – все это позволяет доставить качественное образование в самый отдаленный аул, реализуя на практике поручение Президента о равных возможностях для всех.
– Как основатель образовательных учреждений, Вы видите процесс изнутри. С какими главными вызовами сегодня сталкивается руководитель школы, стремящийся дать детям современное и качественное образование?
– Главный вызов – это скорость изменений. Мир меняется так быстро, что образовательные стандарты, учебники, методики устаревают моментально. Руководитель школы сегодня должен быть не просто администратором, а визионером, который постоянно ищет новые подходы и мотивирует коллектив на непрерывное развитие. Второй вызов – это кадровый голод. Найти сильного, мотивированного, современного учителя – это огромная проблема. И третий вызов – это работа с родителями. В эпоху информационного шума выстроить с ними доверительные, партнерские отношения, сделать их союзниками в воспитании детей – это большой и кропотливый труд.
– И в заключение, если обобщить все эти тренды и реформы, какой Вы видите казахстанскую школу через 5-10 лет?
– Я с большим оптимизмом смотрю в будущее. Благодаря той системной и глубокой работе, которую инициировал и лично контролирует Президент Касым-Жомарт Токаев, у нас есть все шансы совершить настоящий качественный рывок. Школа через 10 лет – это будет не место, куда «сдают» детей, а центр притяжения для всего местного сообщества. Это будет высокотехнологичная, открытая, безопасная среда. А ее выпускник – это будет патриот Казахстана, свободно владеющий тремя языками, обладающий не только набором знаний, но и «гибкими» навыками: критическим мышлением, эмоциональным интеллектом, умением работать в команде и учиться всю жизнь. Это и будет тот самый «Адал азамат» и «Кәсіби маман», который обеспечит процветание нашей страны в новом, еще более сложном мире.