В Казахстане провели аудит эффективности использования средств, выделенных на развитие и повышение качества среднего образования, который выявил проблемные вопросы и системные недостатки.
В Высшей аудиторской палате (ВАП) сообщили, что выявленные проблемы касаются стратегического планирования, оценки качества образования, подготовки и трудоустройства педагогов, качества их переподготовки и методологического обеспечения образовательного процесса. Отмечается, что при стратегическом планировании в образовательной сфере наблюдаются частые изменения госпрограмм и концепций. Регулярная смена стратегических документов приводит к прерыванию ранее начатых инициатив, из-за чего в образовательной политике нет преемственности и стабильности.
«Минпросвещения в первую очередь должно следить, чтобы принимаемые документы обеспечивали последовательность реформ. У нас за последние годы финансирование среднего образования более чем в три раза увеличилось. В этих условиях государство ожидает большей отдачи от принимаемых мер», – отметил председатель ВАП Алихан Смаилов.
В своем аудиторском заключении ВАП сообщила, что в формировании госзаказа на подготовку педагогов выявлены значительные расхождения между прогнозами Минтруда и реальными потребностями системы образования, что объясняется недостатками методологии расчета. Проблемой остается и пост-курсовое сопровождение педагогов. Оно должно помогать учителям применять новые знания на практике, однако на деле ограничивается лишь семинарами и публикациями.
«Реформы в области образовательных стандартов проводятся бессистемно. Частые изменения в учебных планах привели к пересмотру уже выпущенных учебников и неэффективным расходам бюджета. За последние пять лет экономические потери из-за пересмотра учебников превысили 16 млрд тенге. Аудит также выявил недостатки в экспертизе и мониторинге качества учебников. За пять лет критерии оценки менялись 12 раз, что свидетельствует об отсутствии устойчивой системы оценки. Не реализован порядок экспертизы через информационную систему мониторинга госуслуг, процедуры ведутся на бумаге», – считают аудиторы.
В стране функционируют 66 школ без лицензии, включая государственные. О распространенности системных проблем в образовательных учреждениях свидетельствует низкий процент успешного прохождения аттестации – с первого раза ее проходит только 18,2% школ.
В целом государственный аудит установил финансовые нарушения на сумму 1,1 млрд тенге; неэффективное планирование средств и ресурсов на сумму 62,4 млрд тенге; а также неэффективное использование 3,2 млрд тенге.