Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
503
+2.71
EUR
526
+4.13
RUB
5.68
+0.05

Бекнур Кисиков: Государство делает многое для эффективного развития политической системы.

Бекнур Сейтжанович, за последние три года в Казахстане был реализован ряд политических реформ, некоторые из которых многие эксперты называют беспрецедентными. Хотелось бы услышать Ваше мнение на этот счёт.

Очень важное, на мой взгляд, преобразование – это ограничение президентских полномочий сроком на семь лет. Потому что, конечно, у нас как в демократическом государстве у Президента не должно быть более двух сроков. В любом случае ротация – это основа демократии. Поэтому, я считаю, везде, в любой организации, даже в той, которую я возглавлял, так должно быть. Я ушёл добровольно с поста председателя и отдал его молодому поколению, потому что мы должны меняться, это нормально.

Что касается момента, связанного с тем, что родственники Президента не могут занимать государственные должности, то я считаю, что в некоторых случаях им можно давать возможность. Потому что, если человек хочет реализовать свои государственные мечты, планы, но из-за того, что он родственник главы государства, у нас получается немножко дискриминация. Поэтому по этой норме я бы, конечно, немного поспорил. Если это не касается кумовства, если человек достоин, сам идёт по своей линии, сам зарабатывает авторитет, и он абсолютно независим от Президента, то, конечно же, хотелось бы дать возможность таким людям. Наверное, на данный момент это нужная мера, но может быть, в дальнейшем её отменят.

Несмотря на вызовы, с которыми сегодня сталкивается страна, Казахстан выбирает пусть развития, прогресса и реформ. Как это отражается на развитии республики?

Государство сегодня очень много делает для того, чтобы политическая система страны эффективно развивалась. Президент проводит большую модернизацию, постоянно изменения происходят, глава государства даёт больше полномочий для Парламента. В этом отношении, конечно же, система государственного управления меняется. Я бы также порекомендовал, чтобы в Правительство больше входили новые люди, и я вижу, что новые люди заходят. Для того, чтобы госуправление было прочным, мы должны кадры готовить сызмальства, то есть они должны поработать в регионах, «обкататься», они должны «устояться». Иногда всё равно получается, что чей-то родственник или чей-то сын назначается на должность не на основании профессиональных качеств, не по своей заслуге. Сейчас, конечно, этого стало меньше, но всё ещё возможны такие прецеденты. Не проблема, если он чей-то родственник, но, если он заслуженно идёт, то есть должен быть какой-то KPI, и этот коэффициент должен вестись постоянно. Изменения, внесённые в Конституцию, я оцениваю позитивно.

В течение последних трёх лет Казахстан либерализировал и выборное законодательство. Какие произошли наиболее важные изменения?

Модернизация выборного законодательства очень хорошая произошла, сейчас у казахстанцев больше возможностей есть для того, чтобы попасть в Парламент или в маслихат. Потому что раньше была партийная система, сегодня же не обязательно быть членом партии, сейчас может и одномандатник пройти. Поэтому это открывает Парламент.

А что Вы думаете о развитии демократических процессов в Казахстане?

За последние три года в Казахстане состоялось два референдума. На одном казахстанцы приняли решение, связанное с внесением изменений в Основной Закон страны, во время второго граждане высказали мнение о планах по строительству АЭС. Референдум – это форма диалога с обществом. Поэтому, чем больше референдумов, тем больше вот этого плебисцита, тем больше демократии. Ещё один немаловажный момент – статус Конституционного суда стал выше, естественно, у людей появилось больше возможностей защищать свои права.

Эксперты и политологи считают, что реформы, проводимые в стране в условиях нестабильной геополитической ситуации, это своеобразный сигнал мировому сообществу о том, что Казахстан чувствует себя уверенно. На Ваш взгляд, как это влияет на статус нашей республики на международной арене?

Президент Касым-Жомарт Токаев заявил о том, что Казахстан всё чаще стали называть средней державой. Средняя держава — это категория государств в международных отношениях, которая занимает промежуточное положение между великими и малыми державами. Средние державы активно участвуют в международной политике, стремясь к многосторонним решениям и компромиссам, что делает их важными посредниками в глобальных конфликтах. Эти государства часто выступают как стабилизаторы международного порядка, поддерживая принципы мирного сосуществования и сотрудничества. Каждая из этих стран использует свои уникальные дипломатические навыки для поддержания мира и стабильности в своих регионах и за их пределами.

Внешнеполитический курс у Казахстана хороший. Дипломатия у нас находится на высоком уровне. Мы пытаемся держать тонкий баланс между разными государствами, учитывая, что у нас соседи очень сложные сами по себе и не очень позитивное геополитическое пространство. Поэтому удерживать этот баланс — это большое искусство, я считаю. Мы страна, которая обеспечивает региональную безопасность в Центральной Азии, наша республика важный партнёр многих государств. Считаю, что наше конкурентное преимущество – это транзитный потенциал. Средние державы играют ключевую роль в формировании глобальной политики и в обеспечении международной безопасности. И то, что нас так называют – это по-своему признание нашего государства.

Мы активно работаем с Организацией тюркских государств, с Организацией Объединённых Наций, с ЕАЭС, с СВМДА, с ШОС. То есть все стандартные институты, с которыми мы постоянно сотрудничаем. Мы не отказываемся от любых партнёрств, мы открыты, мы не закрываемся, не хотим создавать какие-то блоки против кого-то и чего-то. Мы готовы работать.

© «365 Info», 2014–2025 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter