2024 год стал годом значительных перемен для Казахстана. Политолог Адиль Сейфуллин рассказал о главных достижениях, вызовах и итогах, включая укрепление международных позиций и демократические реформы.
— Как известно, 2024-й год прошел под председательством Казахстана в таких крупных международных организациях, как ШОС, ОТГ, ОДКБ, СВМДА, МФСА. Расскажите подробней об итогах проделанной работы?
— В рамках этой работы приняты важные решения, поддержаны казахстанские инициативы во многих направлениях. В составе ШОС Казахстан усилил меры по обеспечению продовольственной безопасности, что стало отличным триггером для дальнейшего продвижения Транскаспийского транспортного коридора, в котором Казахстану уделена особая и прибыльная роль. ОТГ для рядового гражданина имеет больше национальное значение, нежели экономическое. Тем не менее, программные документы, подписанные и реализуемые странами-участницами, демонстрируют практический интерес и доверие к Казахстану. СВМДА остается площадкой для сверки часов. Отдельного внимания достойна инициатива СВМДА по установлению партнерских отношений с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии и Евразийской экономической комиссией.
Обобщая, можно сказать, что председательство Казахстана в ОДКБ, ШОС, МФСА, СВМДА и ОТГ – большой шаг с не менее большой ответственностью. Предполагаю, что этот кейс будет оставаться весомым аргументом в портфелях дипломатов еще долгое время. Предпосылкой к такому доверию стран-партнеров стали принципиальность и предсказуемость Казахстана во внешнеполитических вопросах. Ну, и, конечно же, сыграли свою роль выстроенные дипломатические и бизнес-отношения.
— Также мы наблюдали обильную программу поездок президента. Вместе с тем и наша столица неоднократно встречала глав крупнейших государств. О чем это говорит, и как в целом можно описать курс внешней политики нашей страны?
— Активная внешнеполитическая программа Президента и частые визиты мировых лидеров в Казахстан свидетельствуют о растущем интересе к нашей стране на мировой арене. Казахстан уверенно укрепляет свои позиции как важный политический и экономический центр Центральной Азии, а также выступает важным игроком в международных вопросах, будь то сфера энергетики, безопасности или экономического сотрудничества. Ведь, как правило, результатами подобных переговоров становятся многомиллионные договоры и инвестиционные соглашения в пользу Казахстана. Здесь Президент четко работает не только как превосходный дипломат и стратег, но и как отличный маркетолог и пиарщик своей страны.
Мы видим, как страна находит этот баланс между Востоком и Западом, активно участвует в многосторонних форумах и укрепляет связи с ключевыми игроками на международной арене, мягко лавируя и маневрируя среди тех же крупных держав. Это, безусловно, способствует улучшению имиджа страны и повышению ее влияния в регионе и в мире. Подтверждение тому – многочисленные и масштабные международные встречи на высшем уровне, которые в этом году состоялись в столице. У нас прошел саммит ШОС, который освещали более 700 иностранных и 200 казахстанских СМИ. Президент предложил к 80-й годовщине ООН и 20-летию сотрудничества между ШОС и ООН принять резолюцию Генассамблеи в поддержку инициативы «О мировом единстве за справедливый мир, согласие и развитие» и ввести практику ежегодных встреч молодых лидеров и талантов стран ШОС.
В Астане прошел саммит ОДКБ, где Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что все стоявшие перед ОДКБ задачи в период председательства Казахстана выполнены. Состоялся первый за последние 14 лет визит Канцлера Германии в РК и встреча «ЦА+Германия», где подписаны договоры с инвесторами. Президент провел значимые переговоры с Шольцем, Макроном, Си Цзиньпином, Путиным, Кэмероном. В ходе визита последнего Астана и Лондон подписали «Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве».
Важным моментом также отметил бы возросшие усилия правительства в сфере экономики, включая борьбу с инфляцией и поддержание стабильности финансовой системы.
— К слову, говоря о внутренней политике, какие вызовы, по вашему мнению, стояли в этом году перед государством, и насколько эффективно члены власти справлялись с кризисными ситуациями?
— 2024 год был непростым с точки зрения внешних и внутренних вызовов. Власть справилась с кризисами относительно эффективно, продемонстрировав гибкость и способность быстро реагировать. На мой взгляд, наиболее ярким примером эффективности стало использование финансовых инструментов и социальных программ для поддержки населения в сложных условиях. Наша страна столкнулась с весенними паводками, которые стали общенациональным бедствием этого года. Тысячи домов были затоплены, государство было вынуждено выселить людей из опасных районов. Путем неимоверных усилий ущерб удалось восстановить, вся страна сплотилась перед лицом стихии, лишний раз не дав усомниться в солидарности наших граждан.
Дело Куандыка Бишимбаева стало переломным в судебной системе РК, так как суд транслировался онлайн, весь Казахстан, и даже люди за пределами нашей страны, следили за процессом. Он имел и психологический эффект: многие женщины перестали молчать о совершающемся над ними насилии. Как следствие – отчасти благодаря огласке дела Бишимбаева был принят Закон о бытовом насилии, что стало поистине долгожданным событием для граждан РК, особенно женщин.
— Еще одним механизмом выстраивания диалога между населением и властью выступает внедрение по поручения Касым-Жморта Токаева выборности акимов. Как это влияет на общественные настроения и отражается на ситуации в регионах?
— Введение прямой выборности акимов — это шаг, который имеет огромное значение для дальнейшей демократизации политической системы Казахстана. Он не только повышает ответственность местных властей перед населением, но и дает людям возможность напрямую влиять на свою жизнь, на принятие решений, которые касаются их повседневных интересов. Это, безусловно, улучшает общественные настроения, так как граждане ощущают свою важность и значимость в процессе принятия решений на местах. Безусловно, люди будут больше доверять местным акимам, которых выбрали сами, но только в том случае, если те смогут продемонстрировать результаты своей работы и быть ближе к народу. В целом продолжение реформы местного самоуправления позволяет укрепить связи между властью и населением, повысить ответственность местных руководителей за свою работу. Влияние этих изменений на общество можно рассматривать как укрепление доверия к власти на всех уровнях, а также как позитивный отклик на растущее участие граждан в политическом процессе.
— Подводя итоги, как вы считаете, какие задачи будут стоять перед властью в следующем году? Какие направления станут наиболее приоритетными?
— 2025 год будет временем, когда власть должна будет сосредоточиться на нескольких ключевых задачах. Во-первых, социально-экономические реформы, направленные на улучшение качества жизни граждан. Важно будет стабилизировать экономику, бороться с инфляцией, создавать новые рабочие места и развивать инфраструктуру. Во-вторых, реформы в области управления, борьба с коррупцией, улучшение взаимодействия между центром и регионами. В-третьих, важно будет продолжить работу по модернизации системы образования и здравоохранения, чтобы подготовить страну к новым вызовам глобализации и технологических изменений. Президент неоднократно заострял внимание в этом году на развитии искусственного интеллекта в Казахстане и необходимость создания для этого всех условий. Что же касается внешней политики Казахстана, думаю, она останется на высшем уровне, и в следующем году нам предстоит укрепить и углубить отношения с ключевыми партнерами.