Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
499
0.00
EUR
520
0.00
RUB
4.85
0.00

Айдархан Кусаинов: «Строительство АЭС – возможность заниматься хорошей высокой инженерией»

Айдархан Маратович, насколько Казахстан нуждается в атомной электростанции?

Казахстану нужен очень стабильный, надёжный и долгосрочный источник электроэнергии, который будет спокойно работать в режиме день и ночь, без сбоев и перерывов. Все остальные источники могут быть сезонные. Плюс АЭС в том, что вы её включили и она работает, это очень чёткая выдача электроэнергии, стабильная и постоянная, это такая супербатарейка. Этот базовый источник очень важен для экономики и для людей. Базовый, надёжный, постоянный, долгосрочный и стабильный источник — это АЭС.

Противники строительства АЭС на территории Казахстана часто сравнивают процесс эксплуатации атомной электростанции с результатом испытаний на ядерном полигоне, а также приводят в качестве доводов негативные примеры Чернобыля и Фукусимы. Насколько корректны эти сравнения?

Это глупые несравнимые вещи. Открытый взрыв ядерного оружия и работа атомной электростанции — несопоставимые вещи, у них совсем другое назначение, другие радиоактивные материалы. Соответственно, и ядерные реакции разные в ядерном оружии и в атомных электростанциях. Да, и в том, и в другом случае – это энергия атома, но она совершенно разная, поэтому их сравнивать невозможно и бессмысленно.

Что касается истории по Чернобылю, это на самом деле был эксперимент, в том числе как изменить режим работы АЭС, как выводить её во внештатный режим. Это был очень спорный эксперимент, некое рационализаторское предложение, в реализации которого было отказано на целой куче станции. Одна Чернобыльская, связанная с переподчинением, согласилась, ещё раз подчеркну, это был рискованный эксперимент. Поэтому, по сути, Чернобыль — это рукотворная авария.

В случае с Фукусимой, там было невиданной мощности цунами. И второй момент, который я хочу подчеркнуть, в Японии атомная генерация очень большая, кроме Фукусимы много других станций и они продолжают работы. Прогнозирование цунами — это гораздо более сложная вещь, слава Богу, в нашем климате нет торнадо и цунами, их не было никогда, и сейсмическая активность более стабильна. Грубо говоря, японцы находятся в таком сложном геологическом месте, что их риски по строительству и эксплуатации атомных электростанций гораздо больше, чем наши. И отсылка к аварии на Фукусиме, это знаете, взяли человека, который всю жизнь занимается экстремальным спортом, он себе руку сломал. Вы приходите и говорите: всё, в спортзал не пойду. У меня друг, он правда с парашютом прыгает, на мопеде гоняет, на горных лыжах катается, ещё по скалам лазит, но он недавно руку сломал, вот до чего спорт то доводит, поэтому я в спортзал не пойду. Это вот так примерно, если сравнивать результаты на Фукусиме со строительством АЭС в Казахстане.

Нет ли у Казахстана возможности обеспечить себя электроэнергией, не строя АЭС, например, используя мощности ветрогенераторов и солнечных панелей?

АЭС – это стабильная энергия, независящая от времени суток и времени года, это большой, здоровый, постоянный поток энергии.  Никогда никакие комбинации ветровых и солнечных станций не выдадут здоровый, постоянный, независящий от чего-либо поток. Второй аспект, всё равно мощность, которую выдаёт АЭС, не смогут выдать никакие ветряки и солнечные панели. Когда говорят, что АЭС выдаёт какую-то мощность, условно, 1000 мегаватт, значит эта 1000 будет всегда, день-ночь, зима-лето, она будет. А когда говорят, ветровая станция — 1000 мегаватт, то значит, когда ветер особенно сильно дунет и раскрутятся вентиляторы со всей мощностью, вот тогда это будет 1000, но таких деньков бывает два часа в году, а так в основном установленная 1000 превращается в более-менее стабильные 100. Точно также и с солнечными панелями, установленная тысяча, это когда сильно жарит солнце, если в этот момент снимать мощность, вы получите тысячу, но ночью там вообще ничего.

Мы часто слышим про энергодефицит. Если говорить простыми словами, насколько это страшное понятие?

Энергодефицит – это реальная трагедия, потому что что энергия, вода и еда – это три базовые истории. Прометея наказали за то, что он энергию людям дал, когда у человека появился огонь — энергия, тогда он посчитал себя равным Богам. Поэтому, когда мы говорим энергодефицит, можно такие же аналоги делать, когда человек всегда недоедает. Теоретически можно, конечно, впроголодь жить и надеяться, что всё будет хорошо всю жизнь или не допивать, всё время испытывать жажду, затем будет обезвоживание, смерть. Ровно та же самая история про энергодефицит, это базовая потребность. Когда у вас не хватает электроэнергии, энергии вообще, тогда вы, естественно, не можете заниматься никакой промышленностью, вы жить нормально не можете. Потому что, когда вы домой едете, у вас лифт отключается, а он будет отключаться, если нет электричества, а когда электричество отключается, у вас воды нет, потому что насосы не работают, а воды нет, вы и приготовить не можете, потому что в высотных зданиях всё на электричестве. Дальше, если эта история понеслась, добро пожаловать на колонку, воду насосом покачать, ручками, притащить эту воду. И вы забываете про школу, обучение, интеллектуальное развитие, берёте свечу, чернила и ручкой по бумажечке, потому что компьютер тоже не работает, и лампочки не горят, и телефона нет, и интернета, ничего нет, хорошо, если есть лист бумаги, чернила и свеча, вот так. Я, кстати, помню, что 90-е годы в Караганде были истории, когда прямо в трёхкомнатную квартиру заносили печку-буржуйку, в окно трубу выставляли и топили, мебель разбирали в заброшенных квартирах в Сарани, жильё бросали, потому что там жить было нельзя, 19 век, вот это энергодефицит.

Некоторые эксперты называют причиной энергодефицита в Казахстане работу майнеров. Действительно ли это так?

Это глупость. Майнеры что-то потребляют, но сейчас у них доля потребления не такая и большая. Отрегулировать майнеров можно. И, в-третьих, самое интересное, если у вас какой-то бизнес растёт на вашей энергии, производите больше, в смысле давайте строить станции, раз этим майнерам нужно, они эту энергию покупают, так давайте её производить и продавать. У вас бизнес перед глазами. И логика, давайте запретим майнинг, тогда нам останется энергии, немножко глупая. Раз у нас есть майнеры, которые готовы покупать энергию, давайте построим ещё станцию, продадим майнерам, и ещё на этом заработаем.

Какой ожидается мультипликативный эффект от АЭС?

Я вижу серьёзные возможности для казахстанской инженерной мысли, квалификации, развитие атомной истории. У нас есть хороший задел, есть атомная промышленность «Казатомпром», компания №1 по добыче урана, есть Национальный ядерный центр, огромный научный опыт и потенциал на Семипалатинском полигоне, ядерная физика в Казахстане достаточно хорошо развивалась, у нас всё это есть. Другое дело, понятно, что с финансированием науки она немного просаживается, но, когда появится атомная электростанция, это, в том числе большое пространство для многих людей, которые пойдут туда, которые будут учиться инженерным специальностям, квалификациям, это гораздо более технологичные вещи, чем маркетинг, менеджмент, юриспруденция и финансы, там серьёзный потенциал.

Второе, качество инженерного состава будет повышаться и научные направления. Две ТЭЦ, при всём уважении, более традиционные, более понятные и, грубо говоря, люди отсюда, туда перейдут и всё. Это действительно новые вещи, которые открывают серьёзные возможности для научного, если не прорыва, то развития, я в этом вижу мультипликативный эффект.

Ну, конечно, приятно всем рассказывать про то, что здесь строители подцепятся и промышленность у нас разовьётся, вот такие мультипликаторы, они ещё завязаны на экономическую политику, когда АЭС создаст возможности, а воспользоваться этими возможностями или не воспользоваться, к сожалению, это другое умение. Но что точно реализуется, это именно возможность для молодых людей страны заниматься хорошей высокой инженерией, на грани с научной, исследовательской деятельностью. Это будет сильная подпора в естественно-научном направлении.

А как у нас обстоит ситуация с кадрами? Многие эксперты говорят о том, что мы не будем способны самостоятельно обслуживать и эксплуатировать АЭС.

Это абсолютная глупость, аргумент о том, что нам нельзя строить АЭС, потому что у нас нет квалификации, всё разворуют. Я считаю, что это абсолютное неуважение к собственной стране и к собственным гражданам, презрение к ним. У нас совершенно точно есть квалификации, научная деятельность, есть учёные, инженеры, есть специалисты, повторюсь, «Казатомпром» компания №1 по добыче урана, мы знаем, как работать с радиоактивными материалами, знаем, как производить таблетки, атомная промышленность в стране есть. И когда народ какой-то говорит, что в Казахстане нельзя строить, нет квалификаций и всё украдут, ребята, атомная индустрия в стране есть и мы достаточно умные и профессиональные для того, чтобы работать с атомной электростанцией. Тем, кто так говорит, хочу сказать: больше свою страну уважайте и побольше знайте о том, что есть в Казахстане и что есть Казахстан, прежде чем такие утверждения делать.

Меня поражает, что многие люди не знают, что в РК есть ядерный реактор. Один из них находится под Алматы, я на нём работал. И это, кстати, самое безопасное с точки зрения радиоизлучения место, потому что уходишь, тебя с дозиметром регулярно проверяют. Это в городе можно жить, в каком-нибудь доме, в который привезли гранит, он будет фанить, люди будут болеть и никак не поймёшь откуда, а вот в Институте ядерной физики, там всё чистенько и хорошо, потому что люди знают, что это такое, люди за этим смотрят и следят, всё безопасно.

В случае принятия положительного решения на референдуме по строительству АЭС, какой это будет ядерный реактор? Можно ли его сравнивать с теми, что были построены десятки лет назад?

Очевидно, что это будет какая-то улучшенная АЭС, глупо сюда ставить старую, подержанную. Потому что, кроме того, что новые безопаснее, они ещё и эффективнее, и понятно, что сюда придёт станция с нормальными технологиями, которая собрала весь опыт и все знания. Вообще атомные страхи сильно преувеличены. Нужно понимать, что атомной промышленности, атомным станциям 70 лет, за 70 лет все говорят о Чернобыле и Фукусиме. Ребята, 1000 реакторов по миру, за 70 лет две аварии, да нет ни одной вообще индустрии, где подобные результаты были.

Атомная индустрия уже достаточно рутинная вещь, когда вы читаете оперативное тактическое ядерное оружие, ядерные бомбы в чемоданчике, вы вдумайтесь, это стало настолько рутиной, и кто до сих пор считает, что это что-то неизвестное и ужасное, я вас поздравляю, вы живёте где-то в категориях шестидесятилетней давности, надо как-то оглядеться и понять, что это обычная технология, управляемая, понятная, чёткая, если отрасли 70 лет, она уже традиционная. С этой точки зрения, плюсы и минусы АЭС известны гораздо лучше, чем плюсы и минусы солнечной и ветровой энергетики. Потому что там только сейчас начинается дискуссия, что делать с их утилизацией, это большие вопросы, куда всё складывать и где хранить?! За 70 лет в атомной промышленности все вопросы уже отработали, она более проверенная, чем возобновляемые источники энергии.

А с чем, на Ваш взгляд, связан момент, что Европа сегодня отказывается от АЭС?

Европа попыталась отказаться от атомных электростанций, также как она отказалась от российского природного газа. Всего пара лет, и они уже говорят, что мы погорячились, и включают атомные электростанции, расконсервируют свои угольные станции, запускают. Да, был период, когда Европа отказывалась от атомной энергии, лет 10, они сейчас поняли, что ошиблись. Наш вариант – либо мы будем брать опыт с их ошибки, повторять её, либо признаем, что такой опыт был, он ошибочный, мы не будем его повторять. Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, хочу отметить, что Европа сейчас не отказывается от АЭС, она возвращается в атомную энергетику. От 20 до 60% электроэнергии в Европе вырабатывается на атомных электростанциях. Они говорили, что какое-то время не будут строить новые, в тот период, когда старые постепенно будут закрываться, но это было больше обещанием, потому что, когда реально подошёл момент закрывать станции, возник вопрос, а что взамен, либо продолжать, либо уже говорят, давайте отменим этот мораторий, и будем строить новые станции.

Один из главных страхов противников строительства АЭС в Казахстане – куда девать отходы. Хотелось бы услышать Ваше мнение по этому вопросу.

Во-первых, нужно понимать, что такое ядерные отходы. Это ядерное вещество, только с меньшим соотношением изотопов. С этой точки зрения, у нас залежи радиоактивных вещей, с которыми мы жили десятки тысяч лет, огромные запасы, поэтому нельзя воспринимать, что Казахстан весь такой был чистый и свободный, и вдруг появляются отходы, мы же сидим на залежах радиоактивных ресурсов. То, что отходы нужно будет как-то хранить и так далее, ещё раз повторюсь, 70 лет атомной промышленности, все знают, как с этим работать. Ядерные отходы 70 лет захоранивают, в Германии сверху этих захоронений делают лужайки, парки и скверы разбивают, там саркофаг бетонный, все процедуры проверены десятилетиями и всё работает, технологии есть, ничего изобретать не надо, всё понятно, просто, и бессмысленно этого боятся.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter