Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
475
+0.11
EUR
516
+0.21
RUB
5.5
-0.08

Президент-дипломат

Бытует мнение, что международное направление президент Токаев стал активно развивать только после Январских событий – и то не сразу. Однако это не так. Более того, сразу после переезда в Акорду Касым-Жомарт Кемелевич уже в новом статусе стал планомерно реформировать внешнеполитическое ведомство, подстраивая его под новые реалии, как внешней, так и внутренней политики. После начала российско-украинского конфликта МИД также мог оперативно и четко определить позиции страны. Однако при всем этом попадаются критики и критиканы международной деятельности главы государства. Насколько они правы? В чем заключается главная линия реформирования Токаевым ведомства, которое называют его детищем?

Трудовая книжка дипломата

Начнем с тезиса о том, что Токаев стал заниматься внешнеполитической деятельностью только в начале 2022 года. Замечено, что такое мнение стало возникать и укрепляться с подачи зарубежных источников – как некоторых политиков, так и СМИ. Второе во многом зависело от российского информационного поля, в котором мы до сих пор находимся в немалой сфере. Но тут нет никакой конспирологии и попытки неких внешних сил принизить роль казахского президента, хотя в отдельных случаях можно найти неудачные попытки его дискредитации.

Дело в том, что мир просто не следил за действиями второго президента Казахстана, а потому и не знал, что и как происходило у нас со внешней политикой. Конечно, более-менее образованные люди и известные политики прекрасно знали, кто такой Мистер Токаев. Знали его, как дважды главу МИД РК, а еще в большей степени – в качестве заместителя генерального секретаря ООН. Напомним, что этот пост Касым-Жомарт Кемелевич совмещал с постом гендиректора отделения ООН в Женеве, где, кроме прочего, представлял Организацию на Конференции по разоружению, был ее руководителем. Он также отвечал за обеспечение безопасности сотрудников ООН в Швейцарии.

Меньше людей знает, что Токаев буквально с 1992 года, когда стал заместителем министра иностранных дел РК, беспрерывно занимался внешнеполитическими вопросами страны – даже, когда ушел из МИДа сначала в правительство (его главой), а затем – дважды председателем сената парламента. Скажем по секрету, многие инициативы, озвученные Нурсултаном Назарбаевым в годы его президентства, на самом деле исходили от Токаева. Он также, как говорится, вносил рацпредложения и по вопросам внутренней политики. Некоторые из них в разной степени принимались, а другие пришлось отложить на потом (как, например, идею об однократном 7-летнем сроке полномочий президента). Но мы сегодня чисто о международных отношениях. Впрочем, следует заметить, что практически сразу после вступления в должность президента РК, Касым-Жомарт Кемелевич стал производить реформы и ротацию кадров во внешнеполитическом ведомстве.

Дороги президента

Итак, за 9 месяцев 2019 года Токаев в качестве лидера Казахстана побывал с визитами в 9 странах, включая США, Германию, Китай, Армению и других. Несмотря на пандемию 2020-го, президент РК совершил три зарубежных визита (в ОАЭ, Германию и Россию). В 2021 году короновирусные ограничение все еще действовали, но государственные дела нужно было вершить, и в список стран у нашего президента пополнился Бельгией, Турцией, Швейцарией, Корей и Туркменистаном. Понятно, что количество не всегда означает качество, но нужно понимать, что ездил Касым-Жомарт Кемелевич в столицы мира не «за магнитиками», да и не по личной прихоти. В большинстве случаев это были государственные и официальные (высшие по статусе) визиты, причем – по приглашению принимающей стороны. Если коротко, то Токаев, кроме прочего, налаживал контакты со странами, где не бывал его предшественник. Но это было общей генеральной линией нашей внешней политики – как говорится, не взирая на лица. Хотя мы все понимаем, что роль личности в международных отношениях порой играет главенствующую роль.

Но, все-таки, если сравнивать, что в год Январский событий президент Казахстана совершил рекордное число зарубежных визитов – 24 поездки в 14 стран мира (фактически по две поездки в месяц). Впрочем, если говорить о взгляде со стороны, то 2022-ой – это в большей мере год полномасштабного вторжения России в Украину, что стало для всего мира переломным моментом. Поэтому все стали внимательно следить за теми, кто считается союзниками Москвы, а также, кто из зарубежных лидеров летит в РФ и с какой целью.

Из всех поездок Токаева в Российскую Федерацию в 2022 году, безусловно, наиболее запомнилось участие в работе Санкт-Петербургского бизнес-форума. Тогда на сцене казахстанский президент открыто заявил, что поддерживает территориальную целостность Украины, подчеркнув, что не стоит давать волю разного рода квазигосударствам. Эти слова у одних вызвали поддержку и одобрение, а другие засомневались – мол, такое было заранее обговорено между участниками дискуссии. Но даже если это так, это еще говорит не только о дипломатическом таланте Касым-Жомарта Кемелевича, но и о его профессиональных качествах, как главы независимого государства. Это уже не говоря о его личных качествах.

К этой теме мы еще вернемся, а пока закончим с поездками. В 2023 году Токаев съездил за рубеж 19 раз, посетив 12 различных государств. Чаще всего он был в России – 4 раза, в Турции, Китае, Кыргызстане и ОАЭ – по 2 раза. Также Токаев в 20посетил с визитами различного уровня 18 стран. Как тогда отмечала пресс-служба Акорды, президент пробыл в дороге около месяца и преодолел более 60 тысяч километров – это полтора экватора. В текущем году было уже около шести поездок, в том числе в Ватикан и попеременно – в Азербайджан и Армению. Эти визиты, кроме прочего, носят миротворческий характер, поднимая в глазах мирового сообщества имидж Казахстана и его главы на новую ступень.

В глазах мира

Безусловно, важно то, кем ты являешься на самом деле, а не то, как тебя оценивают со стороны. Однако эта формула, годная в большей степени для индивидуумов, не всегда подходит для страны. В любом случае, если мы сегодня говорим о международной политике Акорды, то такие оценки становятся главенствующими. Но в то же время не следует принимать официально озвученные формулировки за чистую монету. Это все-таки дипломатия, и вам вряд ли выскажут в лицо все то, о чем думают.

Вместе с тем объективные оценки деятельности Токаева на посту президента страны могут быть выявлены по другим признакам. В первую очередь, это экономическая деятельность. Трудно сейчас подсчитать, но за последние полтора-два года глава государства способствовал заключению инвестиционных контрактов на сумму в десятки миллиардов долларов (если не больше) с ведущими компаниями мира. То есть, политика политикой, но бизнесмен на Западе никогда не вложит даже доллар в страну, которой не доверяет, и уж тем более не станет этого делать по приказу сверху. Конечно, в этом направлении еще много чего надо сделать, но начало положено неплохое – это следует признать.

Другим направлением, которое способствует повышению рейтинга Касым-Жомарта Токаева на международной арене, это, как ни странно, та самая пресловутая многовекторность. Если при Назарбаеве эта политика носила в большей степени теоретический и некий оправдательных характер (даже лучше, чем позиция нейтралитета), то сейчас она стала чисто прикладным дипломатическим и одновременно политико-экономическим мастерством. Положа руку на сердце, нужно признать, что в мире не так много стран, которые могу одновременно и на равных общаться со странами, которые друг с другом находятся чуть ли не в состоянии войны (а некоторые и воюют).

В последнее время Казахстан стали ценить, как инициатора многих конкретных дел геополитического масштаба. В первую очередь, это касается так называемого «Среднего коридора» (Транскаспийского Международного транспортного маршрута, ТМТМ), который до начала российского вторжения в Украину и введением международных санкций против РФ, существовал скорее формально. Теперь Токаев буквально стал его возрождать, получив поддержку как от соседей, так и Германии, Франции, Китая и других мировых держав.

Если же обобщить, то Республика Казахстан, благодаря деятельности президента, становится региональным лидером не только в экономике, но и в политике. В этом плане именно на Астану сейчас делают ставки и Вашингтон, и Пекин, и Брюссель, и даже в какой-то мере (вынуждено) Москва. Причем, многие упирают именно на личность Токаева, отмечая, что до конца своего президентского срока он должен успеть многое в реформировании своей страны и ее внешнеполитической деятельности, в том числе, для определенного давления на партнеров и союзников.

Критика и критиканство

Кстати, эти моменты становятся предметом критики, которая в основном исходит изнутри страны, хотя есть и отдельные «ближнезарубежные» недовольные высказывания. Если говорить про многовекторность, то, скажем, пророссийские «политологи» говорят о том, что Токаев продался Госдепу, а вот отечественные нацпаты и некоторые украинские наблюдатели ставят ему в укор слишком близкие отношения с Кремлем и Путиным. Ну что ту сказать? Можно, конечно, оправдаться тем, что с Россией у Казахстана слишком тесные экономические связи, которые в одночасье не разорвешь, даже если очень захочешь этого. Что касается отношений с Западом, то это чаще не очень пережитки времен соцреализма, и на это попросту не стоит обращать внимание.

Но при всем при этом никак нельзя утверждать, что наши партнеры и союзники мирятся с тем, что Казахстан продолжает общаться и даже наращивает темпы сотрудничества с теми, кто против них. Да, бывают отдельные случаи, когда тот или иной зарубежный лидер или его приближенные политики намекают на такие вещи. Но в целом подобное положение вещей выгодно всем сторонам. Практически всем сторонам. Например, налаживание контактов Казахстана с Евросоюзом и США выгодно России, которая такие контакты растеряла в силу санкций и других моментов. Причем, здесь речь не об обходе санкций, а о других моментах, о которых стоит поговорить отдельно.

С другой стороны, Брюссель и Вашингтон может представлять Астану, как одного из реальных и весомых партнеров, которые могут оказывать влияние на Москву. Ведь, в конце концов, время для мирных переговоров когда-нибудь придет, и наша страна в этом плане представляется идеальным миротворцем. Как, скажем, в случае сближения Армении и Азербайджана при прямом участии лично Касым-Жомарта Кемелевича.

И это только один момент – есть еще множество других. Но в этом плане хотелось бы, чтобы в скором времени была услышана и продвинута на геополитическом уровне другая инициатива президента Токаева. Речь идет о так называемых «средних странах» и увеличении их роли в мировой политике, в том числе, и Совете безопасности Организации объединенных наций. Об этом глава государства говорил несколько раз, в том числе на прошлогоднем международном форуме в Астане и на сессии Генеральной ассамблеии ООН. Там же и тогда же (в сентябре 2023-го) об этом упоминал президент Украины Владимир Зеленский.

Но это так, к слову. А завершить этот материал хотелось бы констатацией факта, который признают даже конструктивные критики нынешнего президента Казахстана. Конечно, нельзя сравнивать реформы в политике и экономике или экономике и международных отношениях – всё, как мы видим, Токаевым делается планомерно и комплексно. Однако следует признать, что на международной арене мы продвинулись дальше и практически без каких-либо оговорок. Надеемся, дальнейшие наши шаги (точнее – шаги главы государства) будут лишь укреплять позиции Республики Казахстан.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter