Путешествие в мир казахского кино — это увлекательное погружение в историю, культуру и самосознание казахского народа
История отечественного кинематографа может показаться не столь яркой и насыщенной, как становление «важнейшего из искусств» во многих других странах, но и судьба нашего кино полна славных подвигов, подвижнических прорывов и незабываемых страниц.
Одним из первых важных шагов в развитии казахского кинематографа стало создание Алма-Атинской студии кинохроники в 1934 году. Это событие ознаменовало начало систематического производства кино в республике. На этой студии были созданы первые документальные и художественные картины, которые заложили основу для дальнейшего развития киноиндустрии в стране.
Первой полнометражной художественной картиной стала лента «Амангельды», выпущенная в 1938 году и повествующая об одном из лидеров восстания 1916 года и участнике Гражданской войны Амангельды Иманове. Режиссером был Моисей Левин, а главную роль исполнил Елубай Умурзаков.
В суровые годы Великой Отечественной войны Казахстан неожиданно для себя стал пристанищем для эвакуированных киностудий из европейской части СССР. Алма-Ата, преобразившись в кинематографическую Мекку, на долгие четыре года превратилась в эпицентр киноиндустрии страны. Это событие стало судьбоносным для казахского кинематографа. Молодые казахские кинематографисты получили бесценный шанс перенять опыт и мастерство ведущих мастеров кино того времени. Работа с мэтрами советского киноискусства стала настоящей школой для местных талантов, значительно повысив их профессиональный уровень.
В Алма-Ате рука об руку трудились кинематографисты из разных уголков страны. Совместная работа над фильмами военных лет стала настоящим творческим симбиозом, обогатившим казахское кино новыми идеями, приемами и техниками. Эвакуация киностудий в Алма-Ату не только дала толчок развитию казахского кинематографа, но и оставила свой след в истории всего советского кино. В эти годы здесь было создано множество фильмов, ставших классикой отечественного киноискусства.
В те сложные и трагические годы столицы республики стала не просто убежищем для эвакуированных киностудий, но и колыбелью нового, казахского кино. Именно здесь были созданы такие шедевры, как «Парень из нашего города», «Во имя Родины» и «Секретарь райкома».
Эти фильмы не только стали классикой советского кино, но и заложили высокие стандарты качества и художественной выразительности для казахского кинематографа.
После войны киностудия в Алма-Ате продолжила свою плодотворную работу. Здесь были сняты такие знаковые картины, как «Наш милый доктор», «Ангел в тюбетейке», «Конец атамана», «Земля отцов» Шакена Айманова, «Меня зовут Кожа», «Тревожное утро» и «Алпамыс идет в школу» Абдуллы Карсакбаева. Эти фильмы получили признание не только в СССР, но и за рубежом, став важными культурными событиями своего времени.
Послевоенный период стал временем расцвета казахского кинематографа. Фильмы, снятые на Алма-Атинской киностудии, не только обогатили культурное наследие Казахстана, но и продемонстрировали всему миру самобытность и красоту казахской культуры.
Развитие казахского кинематографа в СССР было тесно связано с государственной поддержкой. С одной стороны, это обуславливало необходимость следования официальной идеологии и пропаганды социалистических ценностей, что отражалось в тематике многих фильмов. С другой стороны, в рамках этой системы рождались и подлинные шедевры, которые выходили за рамки устоявшихся канонов. Такие картины не только поднимали важные гуманистические и социальные темы, но и закладывали основы для самобытной казахской киношколы.
Советский казахский кинематограф не был свободен от идеологического влияния. Фильмы того времени часто служили инструментом пропаганды социалистических ценностей, показывая достижения советской системы и восхваляя труд простых людей. Тем не менее, даже в рамках этих ограничений талантливым режиссерам удавалось создавать произведения, которые несли в себе глубокий смысл и поднимали важные вопросы. Наряду с фильмами, посвященными социалистической тематике, в советском казахском кинематографе существовало и другое направление. Множество картин того времени были посвящены вечным человеческим ценностям: любви, дружбе, поиску смысла жизни.
Важнейшей вехой в развитии национального кинематографа стала «новая волна», деятели которой были воспитанниками великого советского режиссера Сергея Соловьева, выпустившего во ВГИКе целую плеяду блистательных кинорежиссеров Как говорил сам Соловьев: «ВГИК — не место для обучения, а место для создания шедевров».
Его ученики — Рашид Нугманов, Абай Карпыков, Серик Апрымов, Талгат Теменов, Амир Каракулов, оператор Мурат Нугманов, Сабит Курманбеков, Дарежан Омирбаев — с теплотой вспоминают то время как что-то необыкновенное.
Фильмы этих режиссеров стали настоящим украшением нашего кинематографа и с триумфом прошли на многих международных фестивалх. Рашид Нугманов подарил миру культовую «Иглу» и «Йя-Хху», Амир Каракулов – «Последние каникулы» и «Разлучницу», Серик Апрымов – «Конечную остановку» и «Охотника», Дарежан Омирбаев – «Киллера», «Кайрата» и «Кардиограмму», а Талгат Теменов – «Кочевника», который в начале нулевых дал старт возрождения интереса казахстанцев к своей кинопродукции.
Распад СССР в 1991 году стал поворотным моментом для казахского кино. Переход к рыночной экономике и новые условия работы поставили перед киноиндустрией ряд серьезных вызовов. Финансирование сократилось, кинематографистам пришлось искать новые пути реализации своих проектов.
Но уже в 2000-е годы казахское кино начало возрождаться. Этому способствовали как государственная поддержка, так и энтузиазм молодых талантливых режиссеров. Одним из знаковых событий этого периода стал фильм «Кочевник», созданный в копродукции Казахстана, России и США. Эпическая лента, повествующая о жизни и подвигах казахского батыра Мансура, стала важным культурным событием, привлекшим внимание международной аудитории.
Другим значительным достижением казахского кино стал фильм «Тюльпан» Сергея Дворцевого, получивший приз «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале. Эта история о жизни казахского аула покорила критиков своей искренностью, реализмом и художественным мастерством.
В 2013 году на Берлинском кинофестивале с триумфом прошёл фильм «Уроки гармонии» молодого режиссера Эмира Байгазина. Фильм стал одним из лучших на фестивале, а его автор получил «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру.
В настоящий момент кинематограф является одной из наиболее динамично и успешно развивающих сфер отечественной культуры. Казахстанские фильмы неоднократно становились лидерами проката, тесня голливудские блокбастеры. Количество фильмов в какой-то момент естественным образом трансформировалось в качество и стало удовлетворять вкус даже весьма взыскательных зрителей.
Современный казахский кинематограф отличается жанровым и тематическим разнообразием. В последние годы были созданы картины, которые затрагивают как исторические и социальные темы, так и современные проблемы. Казахстанские режиссеры активно экспериментируют с различными стилями и формами, что делает киноиндустрию страны многогранной и интересной для широкой аудитории.