Алматы может столкнуться с ростом числа автомобилей до 40% к 2030 году, что потребует мер по сокращению использования личного транспорта.
Алматы, как и многие другие мегаполисы мира, в последние десятилетия столкнулся с проблемой стремительного роста числа автомобилей. Это приводит к ряду негативных последствий, таких как заторы на дорогах, загрязнение воздуха, шум, дефицит парковочных мест и снижение качества жизни горожан.В современной урбанистике проблема автомобилизации считается одной из самых актуальных. Она оказывает влияние не только на транспортную систему, но и на экономику, социальную сферу, здоровье населения и экологию.
В южной столице эта проблема особенно остра, так как город не был изначально спроектирован для такого большого количества автомобилей. Узкие улицы, ограниченные парковочные возможности, устаревшая инфраструктура общественного транспорта – все это создает дополнительные трудности для решения проблемы.
В связи с этим поиск эффективных решений, направленных на снижение автомобилизации и развитие альтернативных видов транспорта, является одной из важнейших задач для городских властей.
Именно с этой целью 23 мая был организован круглый стол на тему «Риски избыточной автомобилизации: поиск новых решений» с участием профильных специалистов, а также экспертов из Милана и Москвы.
За последние два года количество зарегистрированных автомобилей в Алматы увеличилось на 24%, и к 2030 году этот показатель может достигнуть 40%. Об этом сообщил Артур Шахбазян, руководитель группы «Развитие транспортной системы» проектного офиса при Центре развития Алматы.
«Сегодня автотранспорт является основным источником загрязнения воздуха. Если мы хотим сохранить комфортные условия для проживания в городе, необходимо сократить количество личных автомобилей. В Алматы принят Мастер-план транспортного каркаса, который предусматривает увеличение числа поездок на общественном транспорте на 64% к 2030 году и расширение зон платной парковки», — отметил Шахбазян.
Независимый эксперт по транспортному развитию Елена Ерзакович подчеркивает важность разъяснения связи между платными парковками и улучшением экологии как гражданам, так и политикам.
«Увеличение зон платной парковки и повышение ее стоимости снижают количество автомобилей в городе, что улучшает качество воздуха. Это меняет поведенческие привычки людей: они задумываются, стоит ли ехать на личном авто, и если да, то на короткий срок. Автомобили из центра нужно вытеснять различными способами», — пояснила Ерзакович.
Член Экспертного совета по устойчивому транспортному плану Милан Федерико Паролотто считает, что проверенные методы контроля трафика, применяемые в Париже, Лондоне и Милане, могут быть эффективны и в Алматы.
«Расширение зон платной парковки, ограничения на въезд автомобилей в определенные районы и льготы для электромобилей — все это работает. Автомобили создают множество проблем: от заправки и мойки до техобслуживания и захвата общественного пространства. Строительство новых дорог не решит проблему заторов, нужны жесткие ограничения и развитие общественного транспорта», — подчеркнул Паролотто.
Урбанист Аркадий Гершман привел пример Стокгольма, где введение платного проезда и высокой стоимости парковки изначально вызвало сопротивление, но со временем большинство жителей изменили свое мнение, оценив положительный эффект.
«Ежедневные 10-балльные пробки ненормальны. Ограничения для личных автомобилей, развитие общественного транспорта и создание велосипедных полос всегда приносят положительные результаты», — отметил Гершман.
Эксперт по транспорту из Москвы Сергей Андрейкин подчеркнул, что платные парковки вводятся не для сбора средств, а для повышения оборачиваемости парковочных мест.
«Чтобы уменьшить блуждающий трафик и регулировать количество автомобилей в центре, парковочных мест должно быть больше, но они должны быть дороже. В Алматы тарифы на парковку слишком низкие. Для жителей близлежащих домов должны быть предусмотрены резидентские абонементы, но их количество также должно быть ограничено», — считает Андрейкин.
В городе уже реализуются некоторые из этих решений, но эксперты считают, что необходимо более активное их внедрение. Важно, чтобы эти меры сопровождались активной информационной кампанией, которая бы разъяснила горожанам их преимущества.