Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
443
0.00
EUR
475
0.00
RUB
4.74
0.00

«Выбор критиков» подводит итоги казахстанского киногода

Фото: caravan.kz

Поэтому начнем со статистики.

В 2023 году в Казахстане было произведено 77 полнометражных игровых картин. Для сравнения в 2022 году – 58 фильмов. Из них поддержано государством – 7 фильмов: 5 – ГЦПНК и 2 – телеканалами. Это тот случай, когда телесериалы были переделаны в  фильмы – «Каныш» Е. Нурмухамбетова и «Мiржакып, Оян казак!» М. Есжанова. Из этих семи фильмов с гос. поддержкой три имели успех на кинофестивалях:   «Айкай» К. Шайкакова — четыре призы в Везуле (Франция), «Бауырына салу» А. Кучинчерекова — Гран-при на «Духе огня» и участие в конкурсе Сан-Себастьяна (Испания), «Жел тоқтаған жер» а. Амиркулова — приз на фестивале в Таллине (Эстония). Два фильма собрали хорошие бокс-офисы – «Мiржакып, Оян казак!» и «Беркут» Д. Ибрагимова. В целом, это говорит о том, что гос. поддержка казахстанскому  кино необходима, потому что именно она позволяет снимать фильмы на серьезные значимые темы. Тем не менее, доля государственных денег в кино за 2023 год, если судить по произведенным фильмам, составляет всего 9 процентов. Это первый вывод, который мы можем сделать из цифр.

Теперь поговорим о 9 фестивальных фильмах 2023 года, потому что именно они приносят международную славу и признание Казахстану, поднимая его имидж в сфере кино.  Кроме трех уже названных фильмов с гос. поддержкой большой резонанс получила картина «Мадина» А. Касымбек, участвовавшая в конкурсе Токийского кинофестиваля, несколько международных призов собрал фильм «Степь» М. Акбарова. Ждут своей фестивальной судьбы «Она купила чайник» Н. Туребаева и «Глобус» Д. Махмут. В коопродукции с Японией сняты два фильма «Заложники войны» Е. Капарова и «Маленький самурай» Е. Нурмухамбетова – обе картины уже прошли в прокате в стране восходящего солнца. Девять фестивальных из 77 фильмов – это хороший показатель – одиннадцать процентов. Я думаю, что сегодня такой статистикой по всему постсоветскому пространству может похвастаться только Казахстан. Это с учетом, что в этом году не было на фестивалях таких тяжеловесов как Адильхан Ержанов, Эмир Байгазин, Фархад Шарипов.

Более того, в 2023 году Азиатского Оскара (премия APSA) выиграл фильм «Бауырына салу» Асхата Кучинчерекова в номинации «Лучший фильм для детей», а претендовали в номинации «Лучший фильм» — «Каш» Айсултана Сеитова, лучший оператор – Азамат Дулатов (тоже «Каш»), «Лучший режиссер» — Дархан Тулегенов фильма «Братья», а также исполнители главных ролей в этом фильме – Алишер Исмайлов и Айбар Салы получили премии за «Лучший актерский дебют». Кстати говоря, в прошлом году наша премия «Выбор критиков» отметила фильм «Братья» как «Лучший фильм» 2022 года, а «Каш» получил 4 наши премии – «Лучший дебют», «Лучший оператор», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучшая музыка». Мы рады, что наша Ассоциация кинокритиков Казахстана разглядела молодых талантливых кинематографистов раньше, чем зарубежные кинофестивали.

Итак, вывод второй: из 9 фестивальных картин только 4 сняты на государственные деньги, а 5 фильмов – на частных студиях, причем 2 – в коопродукции с зарубежными странами. Это означает, что фестивальное кино будет продолжать сниматься в любом случае, но без гос. поддержки ему сложнее выходить на хорошее качество. Оно серьезное, интеллектуальное, интересное по форме.

Понятно, что в категории «Лучший фильм – драма» у нас пять фестивальных фильмов. Эти же картины и получили большинство номинаций:

«Жел тоқтаган жер» Ардака Амиркулова – 7 номинаций

«Мадина» Айжан Касымбек – 7 номинаций

«Бауырына салу» Асхата Кучинчерекова – 6 номинаций

«Она купила чайник» Наримана Туребаева – 5 номинаций

«Маленький самурай» Ерлана Нурмухамбетова – 5 номинаций

Перейдем к коммерческому кино, которое составляет большинство – 90 процентов казахстанской кинопродукции. 67 фильмов было снято и выпущено в прокат – это рекорд. Более того, если раньше была всего одна картина в год, которая собирала миллиард тенге, то 2023 году миллиардников (или почти миллиард) у нас пять:

— «Таптым-ау сені» Дариги Бадыковой

— «Бизнес по-казахски в Индии» Нурлана Коянбаева (он был у нас в списке 2022 года)

— «Дәстүр» Куаныша Бейсек

— «Хотя бы в кино 2» Ернара Нургалиева

— «Маган азар аудар» Абдусаида Шахислам

В нашей категории «Лучший жанровый фильм» мы выбрали коммерческие  фильмы не только по показателям кассовых сборов, а по тому, какие фильмы считаем наиболее важными в развитии жанрового кино:

«Умри или вспомни» Ерлана Нургалиева – 7 номинаций

«Дәстүр» Куаныша Бейсек – 5 номинаций

«Беркут» Данияра Ибрагимова – 5 номинаций

«Степь» Максима Акбарова – 3 номинации

«Маган назар аудар»  Абдусаида Шахислам – 3 номинации

Третий вывод: коммерческое кино сделало огромный прорыв в казахстанском кино, оно по-настоящему становится киноиндустрией, потому что зарабатывает иногда больше, чем зарубежные блокбастеры. Много кинокомпаний стараются войти в кинобизнес. Идет большой поиск жанровых картин. Например, в сфере хорора – «Взаперти» или ироничных исторических картин типа «Белгiсiз батырлар», социальных драм наподобие «ГОК», «Хотя бы кино 2» и другие. По разным данным казахстанская киноиндустрия зарабатывает порядка 17 млрд тенге в год. Это самый высокий показатель в сфере креативных индустрий, и он будет расти.

Но также важна еще одна категория фильмов, которые я бы назвала «народными». В прошлом году к ним мы отнесли такие фильмы как «Дос-Мукасан» Айдыны Сахаман, «Паралимпиец» Алдияра Байракимова, «Каш» Айсултана Сеитова. В этом году к ним относятся, на мой взгляд,  «Мiржакып, Оян казак!» Мурата Есжанова, который у нас представлен в трех номинациях,  «Дәстүр» Куаныша Бейсек – в пяти номинациях и «Таптым-ау сені» Анвара Матжанова – в двух номинациях.

Вывод четвертый: казахстанское кино перестало делиться на коммерческое и фестивальное. Появились народные фильмы, которые популярна, скорее всего, потому что задевают какую-то болевую точку народа. Кто-то из моих коллег сказал, что сегодня вместо комедий в кино востребована тема справедливости – социальной, исторической, гендерной. По крайней мере, лучшие казахские фильмы 2023 года посвящены этому. А на церемонии «Выбор критиков» мы назовем лучших и лучших.

Гульнара Абикеева, Президент Ассоциации кинокритиков Казахстана

 

 

 

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter