18 апреля 2024 года Ассоциация кинокритиков Казахстана проводит свою уже восьмую по счету церемонию награждения лучших фильмов Казахстана по 14 номинациям по итогам предыдущего года. Ни одна другая организация не ведет реальный подсчет казахстанских фильмов – полнометражных игровых картин, которые выходят в прокат или показываются на кинофестивалях. Дело в том, что Государственный центр поддержки кино отвечает только за те картины, которые финансово поддерживаются государством, «Казахфильм» — за свои картины, а частные студии как бы сами по себе.
Поэтому начнем со статистики.
В 2023 году в Казахстане было произведено 77 полнометражных игровых картин. Для сравнения в 2022 году – 58 фильмов. Из них поддержано государством – 7 фильмов: 5 – ГЦПНК и 2 – телеканалами. Это тот случай, когда телесериалы были переделаны в фильмы – «Каныш» Е. Нурмухамбетова и «Мiржакып, Оян казак!» М. Есжанова. Из этих семи фильмов с гос. поддержкой три имели успех на кинофестивалях: «Айкай» К. Шайкакова — четыре призы в Везуле (Франция), «Бауырына салу» А. Кучинчерекова — Гран-при на «Духе огня» и участие в конкурсе Сан-Себастьяна (Испания), «Жел тоқтаған жер» а. Амиркулова — приз на фестивале в Таллине (Эстония). Два фильма собрали хорошие бокс-офисы – «Мiржакып, Оян казак!» и «Беркут» Д. Ибрагимова. В целом, это говорит о том, что гос. поддержка казахстанскому кино необходима, потому что именно она позволяет снимать фильмы на серьезные значимые темы. Тем не менее, доля государственных денег в кино за 2023 год, если судить по произведенным фильмам, составляет всего 9 процентов. Это первый вывод, который мы можем сделать из цифр.
Теперь поговорим о 9 фестивальных фильмах 2023 года, потому что именно они приносят международную славу и признание Казахстану, поднимая его имидж в сфере кино. Кроме трех уже названных фильмов с гос. поддержкой большой резонанс получила картина «Мадина» А. Касымбек, участвовавшая в конкурсе Токийского кинофестиваля, несколько международных призов собрал фильм «Степь» М. Акбарова. Ждут своей фестивальной судьбы «Она купила чайник» Н. Туребаева и «Глобус» Д. Махмут. В коопродукции с Японией сняты два фильма «Заложники войны» Е. Капарова и «Маленький самурай» Е. Нурмухамбетова – обе картины уже прошли в прокате в стране восходящего солнца. Девять фестивальных из 77 фильмов – это хороший показатель – одиннадцать процентов. Я думаю, что сегодня такой статистикой по всему постсоветскому пространству может похвастаться только Казахстан. Это с учетом, что в этом году не было на фестивалях таких тяжеловесов как Адильхан Ержанов, Эмир Байгазин, Фархад Шарипов.
Более того, в 2023 году Азиатского Оскара (премия APSA) выиграл фильм «Бауырына салу» Асхата Кучинчерекова в номинации «Лучший фильм для детей», а претендовали в номинации «Лучший фильм» — «Каш» Айсултана Сеитова, лучший оператор – Азамат Дулатов (тоже «Каш»), «Лучший режиссер» — Дархан Тулегенов фильма «Братья», а также исполнители главных ролей в этом фильме – Алишер Исмайлов и Айбар Салы получили премии за «Лучший актерский дебют». Кстати говоря, в прошлом году наша премия «Выбор критиков» отметила фильм «Братья» как «Лучший фильм» 2022 года, а «Каш» получил 4 наши премии – «Лучший дебют», «Лучший оператор», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучшая музыка». Мы рады, что наша Ассоциация кинокритиков Казахстана разглядела молодых талантливых кинематографистов раньше, чем зарубежные кинофестивали.
Итак, вывод второй: из 9 фестивальных картин только 4 сняты на государственные деньги, а 5 фильмов – на частных студиях, причем 2 – в коопродукции с зарубежными странами. Это означает, что фестивальное кино будет продолжать сниматься в любом случае, но без гос. поддержки ему сложнее выходить на хорошее качество. Оно серьезное, интеллектуальное, интересное по форме.
Понятно, что в категории «Лучший фильм – драма» у нас пять фестивальных фильмов. Эти же картины и получили большинство номинаций:
«Жел тоқтаган жер» Ардака Амиркулова – 7 номинаций
«Мадина» Айжан Касымбек – 7 номинаций
«Бауырына салу» Асхата Кучинчерекова – 6 номинаций
«Она купила чайник» Наримана Туребаева – 5 номинаций
«Маленький самурай» Ерлана Нурмухамбетова – 5 номинаций
Перейдем к коммерческому кино, которое составляет большинство – 90 процентов казахстанской кинопродукции. 67 фильмов было снято и выпущено в прокат – это рекорд. Более того, если раньше была всего одна картина в год, которая собирала миллиард тенге, то 2023 году миллиардников (или почти миллиард) у нас пять:
— «Таптым-ау сені» Дариги Бадыковой
— «Бизнес по-казахски в Индии» Нурлана Коянбаева (он был у нас в списке 2022 года)
— «Дәстүр» Куаныша Бейсек
— «Хотя бы в кино 2» Ернара Нургалиева
— «Маган азар аудар» Абдусаида Шахислам
В нашей категории «Лучший жанровый фильм» мы выбрали коммерческие фильмы не только по показателям кассовых сборов, а по тому, какие фильмы считаем наиболее важными в развитии жанрового кино:
«Умри или вспомни» Ерлана Нургалиева – 7 номинаций
«Дәстүр» Куаныша Бейсек – 5 номинаций
«Беркут» Данияра Ибрагимова – 5 номинаций
«Степь» Максима Акбарова – 3 номинации
«Маган назар аудар» Абдусаида Шахислам – 3 номинации
Третий вывод: коммерческое кино сделало огромный прорыв в казахстанском кино, оно по-настоящему становится киноиндустрией, потому что зарабатывает иногда больше, чем зарубежные блокбастеры. Много кинокомпаний стараются войти в кинобизнес. Идет большой поиск жанровых картин. Например, в сфере хорора – «Взаперти» или ироничных исторических картин типа «Белгiсiз батырлар», социальных драм наподобие «ГОК», «Хотя бы кино 2» и другие. По разным данным казахстанская киноиндустрия зарабатывает порядка 17 млрд тенге в год. Это самый высокий показатель в сфере креативных индустрий, и он будет расти.
Но также важна еще одна категория фильмов, которые я бы назвала «народными». В прошлом году к ним мы отнесли такие фильмы как «Дос-Мукасан» Айдыны Сахаман, «Паралимпиец» Алдияра Байракимова, «Каш» Айсултана Сеитова. В этом году к ним относятся, на мой взгляд, «Мiржакып, Оян казак!» Мурата Есжанова, который у нас представлен в трех номинациях, «Дәстүр» Куаныша Бейсек – в пяти номинациях и «Таптым-ау сені» Анвара Матжанова – в двух номинациях.
Вывод четвертый: казахстанское кино перестало делиться на коммерческое и фестивальное. Появились народные фильмы, которые популярна, скорее всего, потому что задевают какую-то болевую точку народа. Кто-то из моих коллег сказал, что сегодня вместо комедий в кино востребована тема справедливости – социальной, исторической, гендерной. По крайней мере, лучшие казахские фильмы 2023 года посвящены этому. А на церемонии «Выбор критиков» мы назовем лучших и лучших.
Гульнара Абикеева, Президент Ассоциации кинокритиков Казахстана