Онлайн-архив насчитывает более 900 оцифрованных изображений живописных, графических, этюдных работ, личные фотографии художника, видео-арт, фотографии энвайронментов, инсталляций, перформансов, содержит деловую переписку, малоизвестные статьи о творчестве и неопубликованные тексты художника.
Архив предназначен для профессионалов в области современного искусства, а также для молодых художников, студентов профильных вузов и широкой публики. Онлайн-архив – это результат двухлетней работы Фонда наследия Рустама Хальфина по сбору, систематизации и оцифровке данных. Архив позволит осмыслить наследие художника в контексте процессов, связанных со становлением и развитием современного искусства в Казахстане и Центральной Азии.
Основной массив материалов охватывает период с 80-х годов по 2008 год. Работа над архивом предполагает дальнейший сбор информации и поэтапную оцифровку порядка 3000 единиц информации. Онлайн-архив назван в память о галерее Рустама Хальфина LOOK Gallery, основанной им в 1999 году, где художник создавал свои инсталляции, проекты и перформансы. Архив доступен на казахском, русском и английском языках.
Рустам Хальфин (1949–2008) – ключевая фигура современного искусства Казахстана и Центральной Азии. Как художник-исследователь он оказал большое влияние на формирование современного арт-сообщества Казахстана: о творчестве художника написаны статьи, изданы каталоги, его работы были представлены на отечественных и международных выставках, в том числе и на 51-й Венецианской биеннале в павильоне Центральной Азии в 2005 году. Работы художника хранятся в известных музеях: музее Зиммерли нон-конформистского искусства (Нью-Брансуик, США), музее современного искусства M HKA (Антверпен, Бельгия), Государственной Третьяковской галерее (Москва, Россия), собрании Государственного музея Востока (Москва, Россия), Государственном музее искусств им. А. Кастеева (Алматы, Казахстан), Национальном музее РК (Астана, Казахстан) и в других музеях, а также частных коллекциях.
В своем творчестве художник исследовал кочевую идентичность и развивал личное понимание культурного прошлого Казахстана. Будучи по образованию архитектором, он самостоятельно освоил технику живописи, изучая живописно-пластическую школу Владимира Стерлигова.
Художник-философ Владимир Стерлигов, последний ученик Казимира Малевича, разработал свою чашно-купольную теорию, утверждавшую, что все формы во Вселенной стремятся по кривой к чаше и куполу.
Хальфин бывал в Ленинграде на пленэрах, организованных учеником и преемником Стерлигова художником Геннадием Зубковым. Хальфин писал ему: «Крайне важно получить ряд советов и замечаний на живых работах. Желание заняться формой одно из самых насущных – для этого и еду». Он стремился постичь принципы «чистого искусства», познать «геометрию природы», выйти «за пределы пространства и времени» и найти свой «формообразующий элемент».
В поисках локальной идентичности мастер исследует стерлиговскую теорию в кочевой архитектонике: купол – это юрта, чаша – это пиала.
Хальфин организовывает свою школу единомышленников, устраивает квартирные выставки. С приходом перестройки и с появлением новых видов искусства, таких как энвайронмент, видео-арт, фотография, инсталляция и перформанс, он продолжает свой поиск, исследуя предмет и пространство, соотношения между ними и находит подтверждение теории Стерлигова о том, что предмет и пространство зависят друг от друга, они единое целое, в них единый смысл, единая геометрия, они соединены. И в 1991 году Хальфин приходит к открытию своего «прибавочного элемента» – пулоты, который, согласно теории Малевича, способствует рождению нового искусства. Пулота – слово, придуманное самим художником и означающее одновременно и пустоту, и полноту.
Рустам Хальфин, исследуя тактильность кочевой культуры, рассматривает пулоту в традиционном мировоззрении тюрков, а именно в понимании слова «Кут» – душа, сгусток энергии, дар Тенгри, благодать, счастье. Художник продолжает следовать авангардистским традициям: искусство должно выйти за пределы обыденного, искусство должно быть трансцендентным.
Лидер по своей натуре, большой интеллектуал, творческий стратег, он стремился быть первым: первым, кто осваивал «новое искусство», первым, кто призывал к консолидации арт-сообщества, первым, кто заявил о необходимости «встроиться в большой художественный мир», войти в который надо было, «не ища подобий, а отличий». В архиве так же предусмотрен отдельный раздел, посвященный Лидии Блиновой.
О Рустаме Хальфине и о его альтер эго Лидии Блиновой можно сказать так: «Он – Мастер, она – Маргарита. Он – Творчество, она – Любовь. Слияние творчества и любви – символ высших проявлений вселенской сущности человека». Лидия Блинова ушла из жизни в 1996 году, Рустам – в 2008 году. Для них искусство было превыше всех земных благ.